Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

Обратная сила

Вернуться назад


Налоговые органы в последнее время активно рассылают письма (сообщения) многим плательщикам земельного налога, в которых указывают на занижение размера земельного налога за 2013 год по причине неправомерного применения пониженной кадастровой стоимости земельных участков. При этом Инспекция ссылается на определения Конституционного суда РФ от 02.07.2013г. №17-П и полагает, что постановление Правительства Архангельской области от 18.12.2012 года №595-ПП, не вступило в действие с 01.01.2013 года, как написано в этом документе, а вступило в силу начиная с 01.01.2014 года, в соответствии с положениями статьи 5 НК РФ. Следовательно, по мнению Инспекции при исчислении земельного налога за 2013 год налогоплательщиками необоснованно применено вышеназванное постановление Правительства Архангельской области, в котором с 01.01.2013 года была уменьшена кадастровая стоимость некоторых земельных участков.


На мой взгляд такая точка зрения налоговых органов является спорной.
Положения пункта 1 статьи 5 НК РФ относятся к категории основополагающих норм налогового права, направленных на защиту налогоплательщиков. Именно поэтому в пункте 1 статьи 5 НК РФ указано, что (цитата) – «Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования». (конец цитаты)
Обращаем внимание уважаемого читателя, что пункт 1 стати 5 НК РФ имеет ссылки на иные случаи, а так же указывает, что некоторые законы могут вступать в силу в сроки, прямо указанные этими законами.
Инспекция, цитирует резолютивную часть определения Конституционного суда РФ от 02.07.2013г. №17-П, который признал, что положения п.1 ст.5 и ст.391 НК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Иными словами говоря, КС РФ указал, что положения п.1 ст.5 НК РФ распространяют свое действие и на нормативные акты исполнительной власти, изменяющие кадастровую стоимость земельных участков, следовательно, распространяют свое действие и на постановление Правительства Архангельской области от 18.12.2012 года №595-ПП.
А налоговая Инспекция на этом основании утверждает, что постановление Правительства Архангельской области от 18.12.2012 года №595-ПП, не могло вступить в силу не ранее 01.01.2014 года, хотя в самом этом нормативном документе и указано, что он вступает в силу, начиная с 01.01.2013 года.
Но, обратите внимание, что вышеназванную позицию Конституционного суда следует рассматривать в контексте всего этого документа, а не рассматривать её как одну единственную фразу, вырванную из основного контекста этого документа, придавая ей (фразе) иной смысл.
Кроме того, пункт 1 статьи 5 НК РФ имеет не один, а очень широкий диапазон положений описывающих порядок вступления в силу тех или иных нормативных актов, более того пункт 1 статьи 5 НК РФ прямо описывает и иные ситуации, ссылаясь на случаи, описанные в пунктах 3 и 4 этой же статьи 5 НК РФ, которые описывают иной порядок вступления в силу нормативных актов, устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (см. п.3 ст.5 НК РФ), или иным образом улучшающие их положение (см. п.4 ст.5 НК РФ).
Следовательно, необходимо заметить, что в вышеназванном определении Конституционный суд РФ никогда не утверждал, что следует игнорировать иные положения п.1 ст.5 НК РФ в части наличия в этом же пункте прямых ссылок на иные случаи, а так же в части прямого указания законодателя, что некоторые нормативные акты по условиям положений п.3 и п.4 ст.5 НК РФ все-таки могут вступать в силу в сроки, прямо указанные этими законами.
На основании выше изложенного вполне резонно полагать, что:
1) постановление Правительства Архангельской области от 18.12.2012 года №595-ПП, в части уменьшающей кадастровую стоимость некоторых земельных участков, как нормативный документ, устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков или иным образом улучшающий их положение, в полном соответствии с положениями стати 5 НК РФ вступило в действие, начиная именно с 01.01.2013 года,
2) а в части, увеличивающей кадастровую стоимость некоторых земельных участков (образно говоря, «ухудшающей» положение налогоплательщиков), вступило в действие лишь с 01.01.2014 года.



Генеральный директор
ООО "Аудиторская фирма "БЭНЦ" Николай Некрасов

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2021 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика