|
Мы перезвоним Вам
|
Аудиторская фирма "БЭНЦ"
163002,
Архангельск,
ул. Вельская 1, оф. 1
|
|
Трансфертное ценообразование – новые правила налогового контроля?
Восемнадцатого июля Президентом подписан федеральный закон №227-ФЗ о совершенствовании принципов определения цен для целей налогообложения. Он вступит в действие 1 января 2012 года, и с ним надо внимательно ознакомиться многим бизнесменам, так как закон касается ценообразования в вертикально интегрированных бизнес-структурах, как правило, имеющих влияние взаимозависимости. А таких структур очень много, в том числе и в нашем регионе.
Разработчики закона предусмотрели 3-х годичный переход на новые принципы контроля за трансфертным ценообразованием, в течение которого государственный контроль постепенно будет нарастать, а вместе с тем будут реальными штрафы за нарушение этих новых правил. Если у Вашей компании имеются сделки с взаимозависимыми лицами, то не надо думать, что этого никто не заметит и все образуется само собой. Поэтому во избежание в будущем крупных налоговых неприятностей рекомендуем сначала самим прикинуть, что же произойдет с Вашим налогообложением, если сравнить ваши цены с рыночными, и уже в зависимости от полученного результата делать свои выводы о том, как поступать.
Как налогоплательщикам защитить свои интересы в условиях новых правил игры? Как должны будут формироваться трансфертные цены в этих условиях? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете при внимательном прочтении вышеназванного закона и частично в одноименной статье, опубликованной на сайте нашей аудиторской компании. Надеемся, что это поможет вам осмыслить происходящее и подготовиться к предстоящим переменам, дабы отстоять ваши налоговые интересы и защитить свой бизнес. Кто предупрежден, тот вооружен.
Николай НЕКРАСОВ
генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»
Из прочтения этого закона первой возникает мысль о том, что он создан лишь для очень крупного бизнеса - уж очень масштабные задачи он призван решать, измеряемые миллиардами рублей. Масштабность задачи подчеркивается еще тем, что для контроля за трансфертным ценообразованием в центральном аппарате Федеральной налоговой службы создано специальное управление. На местах такие задачи пока решаться не будут. Пока с мест лишь будут собирать информацию и направлять её в Москву.
Для этого вводится обязанность каждого налогоплательщика ежегодно не позднее 20 мая сообщать о совершенных им в прошлом году контролируемых сделках. Это правило начинает работать с 2013года:
- по контролируемым сделкам, совершенным за 2012 год в объеме превышающем 100 млн.руб., .
- по контролируемым сделкам, совершенным за 2013 год в объеме превышающем 80 млн.руб., .
Однако, помня о том, как быстро в нашей стране все развивается все что касается чиновничьего администрирования, считаю что не пройдет и трех-пяти лет, как налоговики поймут, что на теме контроля за трансфертными ценами можно очень хорошо пополнять бюджет и аналогичные управления (отделы) быстро появятся и в регионах. Так как понятно, что из одной Москвы всю страну не проконтролировать.
При более внимательном прочтении закона убеждаешься, что масштаб задачи по контролю за трансфертным образованием на самом деле не так уж и велик, и в ряде случаев может измеряться не миллиардами рублей, а всего лишь 60 или 100 миллионов рублей, а это значит что под особый налоговый контроль попадают очень и очень многие сделки с взаимозависимыми лицами.
Кстати и сам перечень взаимозависимых лиц, перечисленных в ст.20 НК РФ с 01.01.2012 года будет значительно расширен с трех позиций до одиннадцати позиций, перечисленных в новой ст. 105.1 НК РФ. Взаимозависимыми лиц может признать суд, или они сами могут признать себя таковыми.
По сути дела в дополнение к уже привычным для нас имеющимся камеральным и выездным налоговым проверкам у нас появится еще один совершенно новый вид специальных налоговых проверок по контролю за ценами.
Законодатели предусмотрели возможность заключения с налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании, для которых прописан особый порядок их подписания. Выполнение достигнутых с налоговиками договоренностей позволит избежать последующего доначисления налогов.
Новинкой является так же возможность применения симметричных корректировок налоговой базы по НДС и налогу на прибыль в случае, когда налоговая служба вынесла решение о доначислении налога исходя из результатов оценки сделки.
Разработчики закона предусмотрели постепенный переход на новые принципы контроля за трансфертным ценообразованием, т.к. в законе предусмотрен 3-х годичный переходный период, в течение которого государственный контроль постепенно будет нарастать, а вместе с ним будет нарастать и тяжесть штрафных санкций за нарушение этих новых правил.
Закон ввел новое понятие контролируемая сделка и разделил их на две группы:
1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если:
• Сумма доходов по сделкам между ними составляет в 2012 году – 3 млрд. руб., в 2013 году – 2 млрд. руб., 2014 году и далее – 1 млрд. руб.; Не признаются контролируемыми «большие» сделки при единовременном выполнении условии если:
- их сторонами являются участники одной и той же консолидированной
группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;
- стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- стороны сделки не имеют обособленных подразделений в других
субъектах РФ;
- стороны сделки не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других
субъектов РФ;
- стороны сделки не имеют убытков ( в т.ч. убытков прошлых лет);
• Предметом сделки является полезное ископаемое, а одна из сторон сделки платит НДПИ по адвалорной ставке и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн.руб.;
• Одной из сторон сделки является плательщик ЕНВД или ЕСХН (в рамках этой деятельности), а другая сторона данные режимы не применяет. Эти условия применяются начиная с 2014 года и если сумма доходов по сделкам превышает 100 млн.руб.;
• Одна из сторон сделки освобождена от налога на прибыль (на мой взгляд, например применяет УСНО, ЕНВД, ЕСХН) или платит его по ставке 0% в соответствии с п.5.1 ст. 284 НК РФ, а другая платит налог на прибыль на общих основаниях и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн.руб. Этот пункт вступает в действие с 01.01.2012 года; На наш взгляд это самый опасный для налогоплательщиков пункт контроля за трансфертным ценообразованием хотя бы уже потому, что он вступает в действие без всяких отсрочек с 0212 года, во-вторых ему дан самый низкий ценовой интервал 60 млн.руб., кроме того таких сделок когда в структуре взаимозависимой группы предприятий входит фирма на УСНО, в которой концентрируются все доходы группы, в практике налогоплательщиков очень много.
• Одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, а другая нет. Эти условия применяются начиная с 2014 года и если сумма доходов по сделкам превышает 60 млн.руб.;
2. Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами, если:
• Совокупность сделок (цепочка сделок), совершаемых с участием лиц, которые не являясь взаимозависимыми, тем не менее, выполняют исключительно функции по перепродаже (реализации) товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами, при этом не выполняют никаких дополнительных функций за исключением самой организации перепродажи и не принимают на себя никаких рисков, не используют никаких активов для организации перепродажи;
• Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли более 60 млн.руб. товарами, входящими в одну из следующих групп:
- нефть и товары, выработанные из нефти;
- черные и цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы и камни;
• Одной из сторон сделки является резидент оффшорной зоны более 60 млн.руб.;
Налогоплательщику предоставлено право самому применить в целях налогообложения иную цену, если цена в договоре не соответствует рыночной. Следует обратить внимание на эту возможность, хотя бы потому, что она дает право выбора методов расчета рыночной цены самому налогоплательщику и более того, даже если ФНС с этим расчетом не согласится, то пересчитывать рыночную цену такой сделки налоговики будут вынуждены по методу , выбранному самим налогоплательщиком.
Для того что бы определить соответствует ли цена сделки рыночным условиям необходимо оценить целый ряд факторов и сравнить совершенную сделку с несколькими сделками, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, совершаемые в сопоставимых коммерческих и финансовых условиях.
Новая глава 14.3 НК РФ устанавливает пять методов определения доходов (выручки) в целях налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами. К уже закрепленным в ст. 40 НК РФ методам сопоставимых рыночных цен, цен последующей реализации, и затратному методу добавляются методы сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли.
Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. И только если его использование невозможно, то применяется любой другой. Но дело в том, что как раз найти сопоставимые рыночные цены бывает очень сложно и поэтому применения всех остальных методов на практике вполне оправданно будет применяться довольно часто. Мне представляется, что налоговики довольно быстро научатся «работать» по всем дополнительным методам, которые дают возможности для так называемого маневра в расчетах.
В завершение уместным будет совет – если Вы четко видите, что у Вас имеются сделки с взаимозависимыми лицами, то не надо думать, что этого никто не заметит и все образуется само собой. Как раз наоборот, все всё увидят и заметят, поэтому по избежание крупных налоговых неприятностей рекомендуем сначала самим посчитать, что же произойдет с Вашим налогообложением, если сравнить ваши цены с рыночными, и уже в зависимости от полученного результата делать свои выводы о том, как поступать.
|