Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

ЕНВД для крупного бизнеса - проблемы разночтения одной налоговой нормы

Вернуться назад


Уже несколько лет назад, начиная с 01.01.2009 года российский законодатель ввел пункт 2.2 в ст. 346.26 НК РФ, в котором ограничил круг лиц имеющих право на применение режима налогообложения ЕНВД для предприятий имеющих среднесписочную численность более 100 человек за прошедший календарный год.
Казалось бы за прошедшие три года все уже должно было утрястись и не вызывать вопросов, а тем более споров. Однако этого не случилось. Вопросы до сих пор есть, и споры на эту тему тоже имеются. И споры порой очень крупные, в смысле величины суммы спора.
Проблема как всегда кроется в разночтении налоговой нормы налоговиками, которые порой трактуют её по своему и придают законодательной норме своё звучание, которое коренным образом меняет букву закона, вписанную законодателем.
Как защитить интересы достаточно крупной торговой компании, применяющей режим ЕНВД для своей розничной торговли? Каковы разночтения законодательной нормы, приводящие к доначислениям крупных сумм налоговых санкций для таких налогоплательщиков? Проблема ведь в том, что от ЕНВД нельзя отказаться. ЕНВД или есть или его нет, но игнорировать его нельзя и отказаться от его уплаты тоже нельзя.
Как надо считать среднесписочную численность и как это влияет на условия налогообложения? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете при прочтении этой статьи, опубликованной на сайте нашей аудиторской компании. Надеемся, что это поможет вам подготовиться к возможным вопросам налоговиков и отстоять ваши интересы. Кто предупрежден, тот вооружен. Материал написан на основе реальных событий.


Николай НЕКРАСОВ
генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»


Необходимо обратить внимание уважаемых читателей на несколько очень важных аспектов, содержащихся в тексте ст. 346.26 НК РФ, которые зачастую или игнорируются работниками налогового органа или искаженно трактуются:
• Дело в том, что законодатель в пп.1 п.2.2 ст. 346.26 НК РФ, вступающем в силу с 01.01.2009 года, так построил законодательную фразу, что на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Обращаем внимание уважаемого читателя на словах «не переводятся». Т.е. законодатель прямо сказал, что те предприятия, у которых за прошлый календарный год среднесписочная численность персонала более 100 человек НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕВЕДЕНЫ на режим налогообложения ЕНВД, начиная с 2009 года.
Поэтому, если у торгового предприятия уже в 2008 году действительно было превышение среднесписочной численности персонала свыше 100 человек, то естественно после 01.01.2009 года это не давало бы ему права на применение не только в первом квартале года, но и вообще на протяжении всего 2009 года режима налогообложения ЕНВД. Причем заметьте, даже если бы у предприятия например в 1-м квартале 2009 году уже и была бы среднесписочная численность персонала ниже, чем разрешенные 100 человек (удалось бы снизить численность) и то права на применение ЕНВД в 2009 году у него все равно бы уже не возникало.
На наш взгляд это совершенно очевидно из внимательного прочтения нормы закона, как говорится без вариантов. Если даже численность персонала налогоплательщика в любом из кварталов 2009 года не превышала бы 100 человек, но при этом за предшествующий 2008 год она была бы выше чем 100 человек, то автоматически налогоплательщик не переводится на ЕНВД. Почему? Потому что законодатель сказал именно так, как сказал – «на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год … превышает 100 человек. А на протяжении всего 2009 года у любого налогоплательщика среднесписочная численность персонала ЗА ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ год все равно не изменится. Она изменится, или может измениться лишь на следующий год, когда налогоплательщик заново сосчитает свою среднесписочная численность персонала но уже за следующий ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ год. И эта ситуация касается не только 2009 года, но и любого последующего года.

Но это еще не все. Законодатель никогда не говорил, что надо считать среднесписочную численность персонала организации за квартал или за 12 последовательно расположенных месяцев скользящим порядком? Так же законодатель не говорил в п.2.2. и 2.3 ст.346.26 НК РФ, что налогоплательщик будет терять свое право на применение ЕНВД, если превысит показатель среднесписочной численности персонала более 100 человек за налоговый период, а им в ЕНВД является квартала, или за 12 календарных месяцев.
У законодателя речь шла лишь о контрольном показателе среднесписочной численности за прошедший календарный год.
Поэтому все разговоры о якобы превышении тем или иным налогоплательщиком показателя среднесписочной численности персонала за квартал или за период, рассчитанный за 12 месяцев скользящим порядком (например, с 01.04.2008г. по 31.03.2009г.) как о факторе якобы подтверждающем потерю таким налогоплательщиком права на применение совершенно безосновательны, так основаны не на нормах закона.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что иногда налоговики умудряются считать среднесписочную численность даже помесячно, обвиняя налогоплательщика в превышении вышеназванного показателя. Например, в 1-м квартале 2009 года рассчитывается среднесписочная численность помесячно, т.е. отдельно за январь -99,42 чел., за февраль – 102,36 чел. и за март 2009 года – 100,62 чел., и тем самым по мнению налоговиков предприятием превышен показатель среднесписочной численности его персонала.
Однако положения п.2.3. ст.346.26 НК РФ говорят о том, что если по итогам налогового периода, а для ЕНВД согласно ст. 346-30 НК РФ налоговым периодом считается квартал, т.е. период длиною в 3 месяца.
В-третьих, даже если следовать логике налоговых инспекторов (хотя она и ошибочна) и если бы у налогоплательщика в 1-м квартале 2009 года было превышение этого показателя, то налогоплательщик …. затем при восстановлении этого показателя, например в следующем налоговом периоде (во 2-м квартале 2009 года), опять до численности менее 100 человек, опять не только мог бы, но и обязан был применять ЕНВД по своей розничной торговле с начала следующего налогового периода, в котором налогоплательщиком будут устранены несоответствия установленных НК требований. Об этом сказано в п.2.3 ст.346.26 НК РФ.
Но налоговики в ходе налоговых проверок часто не производят дальнейших расчетов численности персонала налогоплательщика за последующие налоговые периоды (например за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2009 года). Поэтому возникает вопрос - на основании чего тогда налоговый орган доначисляет налогоплательщику на его розничную деятельность налоги по общему режиму налогообложения за весь 2009 год? Ведь налоговики не могут не понимать, что налогоплательщик не только может, но и обязан будет вернуться на ЕНВД в течение 2009 года в случае, если в течении года его численность опять снизится до размера менее 100 человек? Повторимся, это рассуждения на счет ошибочной логики налоговых инспекторов. И говорим мы об этом лишь для того, что бы показать её ошибочность.
Права рассчитывать налогоплательщику налоги по общему режиму налогообложения за весь 2009 год у налогового органа в этом случае просто нет, даже если бы у налогоплательщика действительно было превышение среднесписочной численности персонала за 1-й квартала 2009 года.

Но и это еще не все. Дело в том, что в пп.1 п. 2.2. ст.346.26 НК РФ говорится, что на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Акцентируем внимание уважаемого читателя на словах «за предшествующий календарный год». А в п. 2.3. ст. 346.26 НК РФ говорится что, если по итогам налогового периода (а налоговым периодом для ЕНВД считается квартал) налогоплательщиком будет допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2.3 настоящей статьи, то он считается утратившим право на применение ЕНВД.
Но … (внимание) невозможно по итогам прошедшего первого квартала 2009 года определить превышение показателя, установленного пп.1 п.2.2 ст. 346.26 НК РФ при расчете за календарный год. Более того, законодатель в пп.1 п.2.2 ст. 346.26 НК РФ говорит не просто о календарном годе, а говорит о ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМ календарном годе.
Т.е. очевидно, что в тексте НК РФ при связке пунктов 2.2 и 2.3 статьи 346.26 НК РФ возникают неустранимые сомнения, противоречия и неясности, которые в силу положений п.7 ст.3 НК РФ решаются в пользу налогоплательщика. Налогоплательщик не обязан ничего домысливать и тем более гадать, а что же на самом деле имел в виду законодатель, говоря то или иное в тексте НК РФ, т.к. в п.6 ст.3 НК РФ недвусмысленно сказан, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, что бы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Более того, налогоплательщик как раз прямо и читает ссылку по тексту закона из пункта 2.3 в пункт 2.2. ст.346.26 НК РФ. А из прямого прочтения этой нормы получается, что в любом квартале 2009 года налогоплательщик должен обращаться к пп.1 пункта 2.2 ст.346.26 НК РФ как к показателю среднесписочной численности, рассчитанного за предшествующий календарный год, т.е. в нашем случае за 2008 год, как год предшествующий 2009 году.
И если это показатель за 2008 год у налогоплательщика менее 100 человек, значит, он не утратит право на применение ЕНВД в 1-м квартала 2009 года. Более того, из прямого прочтения законодательной ссылки налогоплательщик не утратит право на применение ЕНВД по этому показателю ни в одном из последующих кварталов 2009 года, т.к. в любом из этих кварталов показатель среднесписочной численности персонала за предшествующий календарный год, а им был 2008 год, будет неизменным и уже установлено вышестоящим налоговым органом что он менее 100 человек.

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика