|
Мы перезвоним Вам
|
Аудиторская фирма "БЭНЦ"
163002,
Архангельск,
ул. Вельская 1, оф. 1
|
|
Продажа товаров по образцам и каталогам - розница или нет? Согласно ст. 346.27 НК РФ розничная торговля – это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Согласно п.1 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам). Следовательно, согласно ГК РФ продажа товаров по образцам, однозначно относится к розничной торговле.
Однако, бывают случаи, когда налоговые органы, ссылаясь на положения ст. 346.27 НК РФ, приведенные в определении розничной торговли, действительно считают, что для целей налогообложения ЕНВД к розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.
На мой взгляд, такая точка зрения рождена на основе не правильного прочтения выше приведенной нормы ст. 346.27 НК РФ. Дело в том, что законодательная фраза, заложенная в основу позиции налогового органа, на наш взгляд, имеет особый нормативный смысл и означает, что к розничной торговле именно для целей ЕНВД не относится не любая реализация товаров по образцам и каталогам, а только та реализация товаров по образцам и каталогам, которая осуществляется ВНЕ (пределов, границ, площадей) стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).
Заметьте, законодатель не вынес за рамки признания розницей для целей ЕНВД торговлю по образцам и каталогам, которая производится НА (территории, площади) объектов стационарной торговой сети. Он отделил от признания розницей для целей ЕНВД лишь ту торговлю по образцам, которая производится ВНЕ пределов стационарной торговли.
Правоту этой мысли подтверждает простое рассуждение, что если бы это было не так, то тогда любая торговля товарами (например, товарами электроники) не относилась бы к розничной торговле для целей ЕНВД, т.к. покупая любой товар, покупатель сначала выбирает его именно по образам, лежащим на витрине, но продают то покупателю не тот товар, который он видел на витрине, а такой же точно, который принесли ему со склада.
Следовательно, законодатель, говоря о том, что к рознице для целей ЕНВД не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети имел в виду торговлю по образцам и каталогам, осуществляемую именно вне (пределов, границ, площадей) стационарной торговой сети. Т.е. за пределами стационарной торговой сети. И ничего более.
Следовательно, торговля по образцам товаров, но осуществляемая в пределах объектов стационарной торговой сети относится к розничной торговле для целей ЕНВД.
Иногда налоговые органы считают, что деятельность по организации розничной торговли, осуществляемой налогоплательщиками в стационарно расположенных административных зданиях (помещения), в котором находится его офис, не относится к объектам стационарной торговой сети, поскольку для торговли используется не торговое а служебное помещение, и на этом основании считают, что такой объект торговли не относится к стационарной торговой сети.
Однако такое утверждение не всегда соответствует определению стационарной торговой сети, приведенном в ст. 346.27 НК РФ: стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;
Т.е. тем самым законодатель сказал, что любое помещение, здание, строение, сооружение, расположенное в предназначенных (предназначенных именно продавцом) и (или) используемых (используемых именно продавцом) для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям, является объектом стационарной торговой сети.
И наличие определенного офисного имущества (рабочих мест бухгалтера и т.п.) в предназначенном (продавцом) и (или) используемом (продавцом) для ведения торговли помещении (здании, строении, сооружении) не может являться основанием для утверждения, что такой объект торговли (с частично офисным предназначением) не может являться объектом стационарной торговой сети. Российский законодатель нигде и никогда не утверждал такой точки зрения.
Приведем пример, на наш взгляд подтверждающий неправомерность такого утверждения налоговиков. Если в магазине розничной торговли прямо в торговом зале оборудовать рабочее место, например заведующего магазином или бухгалтера (т.е. поставить стол, стул и компьютер), то на наш взгляд от этого нововведения этот магазин не перестанет быть магазином и уж тем более не перестанет быть объектом стационарной торговой сети. На наш взгляд это очевидно.
И в заключение еще одна точка зрения, подтверждающая ошибочность прочтения налоговиками вышеназванной налоговой нормы. Дело в том, что согласно главы 26.3 НК РФ, НЕстационарная торговая сеть – это торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети. Другими словами говоря, к нестационарной торговой сети относится, все то, не попало в стационарную торговую сеть.
Предположим, что оборудованное налогоплательщиком для торговли помещение не относится объектам стационарной торговой сети. Т.е. не относится ни к магазину, ни к павильону, ни к киоску, ни к рынку. Представим, что такое произошло и торговлю из помещения, именуемого офисом, нельзя отнести ни к одному из возможных объектов стационарной торговой сети. Значит, согласно определения нестационарной торговой сети, только что процитированного мною, такой объект торговли относится к нестационарной торговой сети.
Но тогда вернемся к спорной фразе законодателя. Заметьте, законодатель ведь не говорит, что к рознице для целей ЕНВД не относится реализация товаров по образцам и каталогам В нестационарной торговой сети. Законодатель сказал, что к рознице для целей ЕНВД не относится реализация товаров по образцам и каталогам ВНЕ именно стационарной торговой сети.
Фраза законодателя звучит совершенно иначе и имеет совсем иной нормативный смысл. В заключение необходимо напомнить п.7 ст.3 НК РФ, который говорит, что любые неясности, противоречия и разночтения в налоговом законодательстве РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Николай Некрасов,
Генеральный директор ООО "Аудиторская фирма "БЭНЦ"
|