|
Мы перезвоним Вам
|
Аудиторская фирма "БЭНЦ"
163002,
Архангельск,
ул. Вельская 1, оф. 1
|
|
Штраф за не регистрацию обособленных подразделений … каков его размер?
В последнее время из-за ряда изменений в Налоговый кодекс РФ возникла не совсем внятная ситуация с наложением штрафных санкций на бизнесменов, не зарегистрировавших в налоговых органах свои вновь созданные обособленные подразделения с применением положений п.2 ст.116 НК РФ. Генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов не согласен с тем, что действующее законодательство позволяет в этом случае применять именно это очень строгое наказание. По его мнению, применение именно этой нормы в этом случае основано на ошибочной трактовке действующего законодательства.
Пункт 2 статьи 116 НК РФ говорит, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
На мой взгляд, из прямого прочтения данной законодательной нормы следует, что российский законодатель вводит эту штрафную санкцию для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые вопреки установленным Налоговым Кодексом правилам, ведут свою деятельность без регистрации этой деятельности в налоговых органах в установленном законодательством порядке.
Это законодательная норма очень строга, поскольку предусматривает взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение времени ведения предпринимательской деятельности без регистрации (постановки на учет) этой деятельности в налоговых органах.
Но эта норма ответственности соответствует тяжести её последствий для общества, соответствует социальной опасности этого правонарушения в виде деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей без постановки на учет в налоговых органах, поскольку призвана стимулировать общественное сознание на ведение исключительно легального, т.е. зарегистрированного в установленном порядке бизнеса (дела, деятельности), уплачивающего установленные законодательством налоги.
Пункт 2 ст.116 НК РФ, на наш взгляд, говорит именно об этом, и только об этом. Вчитайтесь внимательно в эти слова «ведения деятельности (кем?) организацией … без постановки на учет в налоговом органе». Очевидно, что с юридической точки зрения обособленное подразделение организации не является организацией в прямом смысле этого слова, и не может вести предпринимательскую деятельность, поскольку не является каким-либо лицом. Обособленное подразделение, безусловно, является частью организации, создавшей его, но лишь частью, а не самостоятельным лицом … и в контексте звучания именно п.2 ст.116 НК РФ эта законодательная фраза, на наш взгляд, означает лишь одно – если сама организация ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговых органах, то её ждет штраф в размере 10% от суммы доходов, полученных такой организацией в течение времени, пока она вела свою деятельность без такой регистрации.
В данном случае, в п.2 ст.116 НК РФ речь не идет о деятельности обособленного подразделения организации, не зарегистрированного в налоговом органе, при наличии регистрации самой организации по месту её нахождения, хотя бы потому, что деятельность самой организации без регистрации в налоговом органе неправомерна ни одного дня, а на сообщение о начале деятельности вновь созданного организацией обособленного подразделения законодателем отведен целый месяц. Значит, любое обособленное подразделение Организации может совершенно легально (без нарушения законодательства) работать целый месяц фактически без регистрации этой организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Следовательно, если бы российский законодатель имел в виду, что положения п.2 ст.116 НК РФ распространяются и на ситуацию с регистрацией организации по месту нахождения её обособленных подразделений, то тогда законодатель был бы обязан (вынужден) уточнить текст п.2 ст.116 НК РФ с учетом легального месячного срока, отведенного для регистрации такой организации по месту создания таких обособленных подразделений.
На наш взгляд, тогда текст п.2 ст.116 НК РФ звучал бы следующим образом – «ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, в период после истечения срока, установленного настоящим Кодексом для такой регистрации, до даты фактической регистрации, но не менее 40 тысяч рублей».
А на самом деле звучит п.2 ст.116 НК РФ иначе - ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
А поскольку такой оговорки на отведенный месячный срок регистрации обособленных подразделений законодатель в п.2 ст.116 НК РФ не дал, значит, положения п.2 ст.116 НК РФ не распространяются законодателем на ситуацию с регистрацией организациями своих обособленных подразделений.
Иначе, как тогда относиться к фразе законодателя - ….. «от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности». Какое время в этом случае имел в виду законодатель? То, что наступает после истечения месячного срока, установленного в ст.23 НК РФ, на направление сообщения о начале деятельности вновь созданного обособленного подразделения.
Как относиться к фразе законодателя - «в течение указанного времени»? Это какое время? После истечения месячного срока, установленного для регистрации, или включая его? Если после …, то тогда почему законодатель об этом не сказал? Если включая его …, то за что включать в штрафную санкцию месяц, разрешенный на подачу сообщения о такой регистрации после начала деятельности обособленного подразделения?
А какую сумму доходов организации следует брать в расчет при исчислении суммы штрафа? По всей организации в целом, но за время пока она вела свою деятельность без регистрации её по месту нахождения её обособленного подразделения? Или только по доходам, полученным этой организацией от того обособленного подразделения, по месту нахождения которого такая организация не встала на учет в налоговом органе?
И еще вопрос – а если таких подразделений несколько на территории одной ИФНС? Штраф будет накладываться каждый раз или одного раза достаточно? А если таких подразделений несколько и каждое из них на территории разных ИФНС?
Кроме того, есть еще один очень важный аспект. Дело в том, что не сами обособленные подразделения подлежат регистрации в налоговым органах, а ОРГАНИЗАЦИИ, создавшие их (см. абз.2 п.1 ст.83 НК РФ). Следовательно, вполне достаточно лишь одного раза и эта организация уже будет иметь регистрацию в этом налоговом органе по месту расположения любого её обособленного подразделения, расположенного на территории, подведомственной этому налоговому органу. И п.4 ст.83 НК РФ тоже так же говорит по этому поводу.
Действующее законодательство в п.1 ст. 83 НК РФ предусматривает несколько оснований для постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на учет в налоговых органах:
- по месту нахождения организации,
- месту нахождения ее обособленных подразделений,
- месту жительства физического лица,
- месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств
- и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Причем, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Но слово «КАЖДОГО» своего обособленного подразделения, в данном случае не означает что буквально КАЖДЫЙ раз. Иначе получится много раз в одном и том же налоговом органе. А это совершенно не зачем, поскольку на учет встает не обособленное подразделение, а организация создающая его.
Создавая следующее обособленное подразделение, организация должна понимать, что если там, где она создает новое обособленное подразделение, она еще не встала на учет, то тогда она обязана встать там на учет, А если там, где организация создает новое обособленное подразделение, она уже стоит на учете в налоговом органе, то тогда ей нет никакого смысла вставать там на учет еще раз.
Заметим, что положения ст. 114 НК РФ говорят, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Но тяжесть социальной опасности, а значит и тяжесть возлагаемой на налогоплательщиков ответственности за отсутствие постановки на учет в налоговом органе по каждому из этих оснований, предусмотренных НК РФ, на наш взгляд, совершенно разная.
Одно дело, когда речь идет об ответственности за не постановку на учет самой организации по месту её нахождения, и совсем иное дело, когда речь идет о не постановке на учет обособленного подразделения этой же самой организацией, но уже ранее зарегистрированной по месту ей нахождения.
Следовательно, нельзя (неправомерно) каждое из перечисленных оснований для постановки на учет в налоговых органах измерять лишь одной нормой ответственности, предусмотренной п.2 ст.116 НК РФ. Это было бы не правильно.
Так же обращаем внимание еще на одну важную деталь. Текст статьи 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков» имеет двойную структуру, разное прочтение, предусматривающее четкие различия в постановке вопроса об обязанностях налогоплательщика по вопросу постановки на учет в налоговых органах его самого и регистрации созданных им обособленных подразделений:
• первая, изложена в пп.2 п.1 ст.23 НК РФ и предусматривает обязанность налогоплательщика «встать на учет» в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена НК РФ. Обратим внимание на прямую созвучность термина «встать на учет», имеющего место в п.1 ст. 23 НК РФ, и термина «деятельность без постановки на учет», содержащееся в п.2 ст.116 НК РФ. Согласитесь, что оба эти термина созвучны, следовательно говорят об одном и том же, но только с разных точек зрения.
• вторая, изложена в пп.3 п.2 ст.23 НК РФ и предусматривает уже не обязанность «встать на учет» по месту нахождения всех обособленных подразделений, созданных на территории РФ, за исключением филиалов и представительств), а предусматривает лишь «обязанность сообщить» об этом в налоговый орган по месту нахождения организации, причем заметим, что это то самое место, где налогоплательщик уже «взят на учет», т.е. зарегистрирован.
Процитируем - Подпункт 2 п.2 ст. 23 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
Так же следует особо отметить, что п.4 ст. 83 НК РФ говорит (цитата) – «постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения её обособленных подразделений … осуществляет на основании СООБЩЕНИЙ, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п2 ст.23 НК РФ» (конец цитаты). Следовательно, как говорится, логический круг замкнулся. Мы начали со ст. 23 НК РФ и опять вернулись к статье 23 НК РФ. И говорится здесь об обязанности организации, уже зарегистрированной в налоговых органах СООБЩАТЬ, т.е. направлять сообщения о создании ею своих обособленных подразделений, а таковых у этой организации может быть очень много. Следовательно, если организация, уже зарегистрированная в налоговом органе по месту её нахождения, и создавшая новое обособленное подразделение, но не направившая в налоговые органы СООБЩЕНИЕ, информирующее о создании обособленного подразделения, никак не может быть обвинена в том, что она (организация) ВЕДЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ без постановки на учет в налоговом органе. В данном случае такую организацию необходимо наказывать за не направление соответствующего СООБЩЕНИЯ, а не за ведение деятельности без постановки такой организации на учет.
Соответственно, на наш взгляд, наказание организации за нарушение её обязанности, описанной в пп.2 п.1 ст. 23 НК РФ, при её создании «встать на учет» в налоговом органе предусмотрено именно пунктом 2 ст. 116 НК РФ.
А наказание организации, ранее уже поставленной на учет в налоговом органе, за нарушение её обязанности по предоставлению «СВЕДЕНИЙ» о создании ею своего нового обособленного подразделения предусмотрено уже иными статьями НК РФ, например статьей 126 НК РФ, или статьей 129.1 НК РФ.
Заметим, что поскольку тяжесть последствий правонарушения, выразившегося в несообщении СВЕДЕНИЙ о создании организацией уже вставшей на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, своего нового обособленного подразделения неизмеримо меньше, чем тяжесть последствий правонарушения, выразившегося в деятельности организации вообще не вставшей на учет в налоговом органе по месту своего нахождения.
Из всего выше изложенного следует, что специалистами Инспекции, подписавшими Акт выездной налоговой проверки, на странице 37 Акта сделан неправомерный вывод о привлечении ООО «Завод окон» к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст.116 НК РФ в виде штрафа в размере 10% от суммы доходов, полученных Обществом в течение указанного времени в результате такой деятельности.
На наш взгляд, за не предоставление в налоговый орган сведений о создании обособленного подразделения организации, в установленном НК РФ порядке, налогоплательщик не может быть оштрафован по п.2 ст.116 НК РФ.
В завершение выше изложенного приводим ссылку на свежее письмо Минфина РФ от 27.02.2014 года №СА-4-14/3404, подписанное высокопоставленным федеральным налоговым чиновником С.А. Аркеловым, в котором изложена точно такая же как и у нас точка зрения на неправомерность применения положений п.2 ст.116 НК РФ в ситуации, когда организация уже ранее вставшая на учет в налоговом органе, не сообщила в установленное время о создании ею своего обособленного подразделения.
Генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» - Некрасов Н.В.
|