Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

Экономические новости



Notice: Undefined index: foto in /home/aetcru/aetc.ru/docs/include/info.php on line 122
Аудит деятельности бюджетных организаций в социальной сфере


Notice: Undefined index: anonc in /home/aetcru/aetc.ru/docs/include/info.php on line 128

В статье приводятся особенности аудита деятельности организаций в социальной сфере и его отличия от ведомственного контроля. Предлагается структура расходов, включаемых в отчетность, соответствующая действующей бюджетной классификации.

 
В условиях рыночных отношений развитие социальной инфраструктуры связано с определенными трудностями, главная из которых - обеспечение ее самофинансирования. В связи с этим возникает необходимость создания механизма, регулирующего рыночные отношения в части контроля за обеспечением устойчивого развития объектов социальной сферы. Поскольку институт аудита является неотъемлемой частью рыночных отношений, защита социальных интересов населения, решение социальных вопросов тесно увязываются с осуществлением эффективного социального аудита.

Технологические и организационные особенности деятельности организаций социальной сферы вызывают необходимость выделить их в отдельную отрасль производства услуг и определить основные принципы и основы теории, методологии, методики и организации аудита деятельности данных экономических субъектов.

Применение к организациям социальной инфраструктуры общих методологических подходов, принятых в аудите услуг без акцентирования внимания на их специфике, приводит к недостоверной информации, в частности к искажению информации о достоверности отчетности об объеме и качестве услуг социальной инфраструктуры, оказываемых населению.

Заметим, что разработанные и действующие средства и методы аудита коммерческих экономических субъектов не могут быть напрямую перенесены в область аудита социальной сферы. Кроме того, наличие в социальной сфере различных по уровню и по организации хозяйствования субъектов требует разработки как методологии аудита в целом, так и методики и практики аудита деятельности отдельных субъектов социальной сферы.

В состав объектов социальной сферы входят: дошкольные учреждения, органы просвещения, образования и науки, органы подготовки и переподготовки кадров, жилищное коммунально-бытовое хозяйство; розничная торговля и общественное питание, общественный транспорт, связь, информационная служба, служба охраны труда и техники безопасности и др. Для социальной сферы экономики, представленной многотысячной совокупностью хозяйствующих субъектов, необходим специализированный аудит, учитывающий все особенности социальных организаций, специфику взаимодействия данных субъектов между собой и с органами государственного управления, социальные условия предпринимательства.

Среди обстоятельств, обусловивших развитие аудита в социальной сфере, приоритетное значение имеют следующие. Преобладающее большинство социальных субъектов включено в сферу государственной и негосударственной экономики. В этих условиях ведомственный финансовый контроль частично воздействует только на социальные субъекты, находящиеся в государственной собственности. для остальных субъектов социальной сферы (прежде всего негосударственного сектора) контроль практически упразднен. Это затрудняет обеспечение сохранности специального имущества и его эффективное использование в социальной сфере, правильное исчисление и рациональное распределение доходов от платных социальных услуг, защиту законных интересов широких слоев населения. Современное состояние социальной инфраструктуры в разрезе форм собственности и классификации объектов, как нам представляется, может быть наглядно показано в форме таблицы (табл. 1). Из табл. 1 видно, что к некоммерческой части относятся лишь 8 из 16 комплексов.

Таблица 1
Классификация объектов социальной инфраструктуры в разрезе форм собственности

п/п Наименования комплексов Государственная или муниципальная Коммерческая или частная Некоммерческая
1 Жилищно-коммунальный + + -
2 Здравоохранение + + +
3 Образование (детские дошкольные учреждения) + + +
4 Культурно-спортивный + + +
5 Энергетический комплекс и связь + + -
6 Торговый + + -
7 Бытовой + + -
8 Структуры рынка, социального обеспечения и социальной защиты + + +
9 Производственно-бытовой + + +
10 Дорожно-транспортный + + -
11 Обслуживание крестьянских подворий + + -
12 Финансово-правовой + + -
13 Административно-общественный + - +
14 Религиозно-культовый - - +
15 Информационный + + +
16 Безопасность жизнедеятельности + + -

В социальном комплексе специфичны действующие нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию. При этом необходима достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния хозяйствующих социальных субъектов, в частности, для банков как условие гарантии возврата кредитов.

Аудиторские проверки способствуют защите социальных субъектов от неправомерных действий различных ведомств и организаций. Проверки цен (наценок) и других условий реализации товаров или социальных услуг, проводимые по инициативе региональных органов государственного управления, могут служить основой для принятия эффективных антимонопольных мер.

В сфере хозяйственного управления (на всех его уровнях) контрольные функции осуществляет аудиторская служба, соответствующая предпринимательскому статусу хозяйствующих субъектов и сочетающая независимый финансовый контроль с оказанием услуг в финансовой сфере. Принципиальные отличия аудита социальной сферы от ведомственного контроля представлены в табл. 2.

Таблица 2
Отличия аудита социальной сферы от ведомственного контроля
Признаки Ведомственный
контроль Аудит организаций
социальной сферы
Инициатор Вышестоящая организация Руководство организации, органы государственного управления
Нормативное регулирование Ведомственные инструкции и приказы вышестоящей организации Законодательство по аудиторской деятельности, стандарты аудита (в том числе специальные по социальной сфере) Собственник (распорядитель) материалов проверки Вышестоящая организация Руководство организации, органы государственного управления Подчиненность проверяющих Вышестоящая организация Руководство аудиторской фирмы Чем руководствуются при проверках Распоряжениями вышестоящей организации Стандартами, нормами, тестами, обязательными для всех аудиторов, социальными нормами Контроль качества Эпизодический Систематический Источник финансирования Ведомство, органы государственного управления Аудируемая организация Ответственность за некачественное проведение проверки Отсутствует Полная с возмещением ущерба, понесенного организацией Оказание услуг Эпизодические консультации Систематически по договору Квалификация, этика поведения проверяющих Не имеет четких регламентов Четко регламентирована порядком лицензирования деятельности и уставом аудиторских фирм

В ходе аудиторской проверки анализируется: соответствует ли деятельность бюджетной организации действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам; правильно ли составлены бюджетная заявка, смета доходов и расходов, а также обоснованны ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов; соответствуют ли показатели сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях; своевременно ли представляются бюджетным организациям сметы доходов и расходов на утверждение распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств; достоверна ли отчетность бюджетной организации по исполнению сметы доходов и расходов.

В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Целенаправленный и постоянный финансовый контроль позволяет следить за движением финансовых ресурсов в производстве, в том числе в деятельности бюджетных учреждений, правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций бюджетных учреждений, выявлять нарушения действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.

Остановимся на методических подходах к организации аудита социальной сферы.

На первом этапе аудитор знакомится с деятельностью проверяемой организации по документам: утвержденным сметам расходов организации в разрезе бюджетов; уставу, свидетельству о государственной регистрации; свидетельству о постановке на учет в органах статистики, налоговой инспекции; банковским договорам; приказам, распоряжениям, внутренним положениям и др.

Результаты предварительного обследования могут быть оформлены таблицей, в которой указываются следующие данные. Общие данные о предприятии:
наименование организации;
руководитель организации;
главный бухгалтер;
юридический адрес, фактический адрес, контактный телефон;
данные о регистрации в налоговых органах и т.д.;
наличие на балансе подведомственных учреждений, их статус;
численность организации в целом и в разрезе структурных подразделений;
источники финансирования, в том числе федеральный бюджет,
региональный бюджет,
местный бюджет;
внебюджетные средства.
Система бухгалтерского учета:
организация бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, отдельная бухгалтерия и др.);
применяемый способ ведения бухгалтерии (ручной, автоматизированный); используемый программный продукт, фирма, обслуживающая программное обеспечение;
количество компьютеров, используемых для учета; численность, данные сотрудников бухгалтерии (фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы бухгалтеров, в том числе на конкретном участке);
обязанности сотрудников бухгалтерии;
форма хранения учетных регистров (бумажная, электронная), состояние учетных регистров;
нормативно-правовое состояние ведения бухгалтерского учета; оценка состояния бухгалтерского учета. На втором и последующих этапах проверяются первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская и статистическая отчетность, фактическое наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству об итогах проверки.

Аудит деятельности организаций в социальной сфере проводится наряду с ведомственной ревизией. Основная цель аудита - подтверждение достоверности отчетности об исполнении сметы расходов, а основная цель ревизии - проверка законности и целевого использования бюджетных средств. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается ревизором и уполномоченными на то должностными лицами проверяемых субъектов. Итоги ревизии докладываются органу государственного финансового контроля, назначавшему ревизию. Вся информация, полученная в ходе ревизии, может быть использована только в целях проводимого финансового контроля и разглашению не подлежит.

Результаты аудита подкрепляются нормативно-правовыми документами. Аудитор должен подготовить полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, указать соответствующие нормативные акты по бюджетной сфере, сформулировать предложения по исправлению выявленных недостатков и порекомендовать методику учета.

Основные объекты проверок, проверяемые документы и выводы аудитора отражены в табл. 3.
Таблица 3
Объекты проверки, проверяемые документы, выводы аудитора
Объекты проверки Проверяемые
документы Выводы аудитора
Операции по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных
источников Сметы бюджетных организаций, договоры, регистры учета и движения
денежных средств Целевое/нецелевое расходование средств
Уровень достоверности отчетности по денежным потокам
Раздельное ведение учета расходов по каждому источнику ассигнований Кассовые операции М/о № 1, ф. 381,
ф. 440, м/о №2,
м/о №5 Отражение в приходно-расходных документах источников, за счет которых
приобретены или получены денежные средства или материальные ценности Способ ведения кассовых расчетов (автоматизированный/ручной) Оформление выходных документов
Учет оплаты труда и начислений на суммы к выдаче Приказ руководителя организации, табель использования рабочего времени ф.421, карточка-справка ф.417
Периодичность и правильность ведения табеля, карточки-справки ф.417 Отражение сведений по всем источникам финансирования заработной платы по видам,
сумм удержаний по видам, сумм к выдаче
Своевременность перечисления единого социального налога Поступления и расход продуктов питания Договоры, контракты, меню-раскладки
Способ учета продуктов питания и поставщиков
(автоматизированный/ручной)
Цена списания продуктов
Правильность ведения учета продуктов, указанных в договоре или контракте
Расчеты с подотчетными лицами М/о № 8 Характер оплаты товарно-материальных
ценностей (безналичный или наличный) Расчеты с дебиторами и кредиторами М/о № 6 Реальность состояния дебиторской и кредиторской задолженности
Сроки погашения
Наличие актов сверок Основные средства М/о № 9 Состояние аналитического учета, ведение инвентарных карточек, описей и оборотных ведомостей
Правильность и обоснованность списания ОС, начисления и учета износа Отчетность бюджетной организации Формы бюджетной отчетности Правильность
заполнения отчетных форм, их соответствие информации в бухгалтерских регистрах и установленным требованиям бюджетного учета

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 г. № 152н, приведена следующая классификация расходов (табл. 4). Таблица 4
Наименование статьи Коды экономической классификации
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда 210
Заработная плата 211
Прочие выплаты 212
Начисления на оплату труда 213
Приобретение услуг 220
Услуги связи 221
Транспортные услуги 222
Коммунальные услуги 223
Арендная плата за пользованием имуществом 224
Услуги по содержанию имущества 225
Прочие услуги 226
Обслуживание долговых обязательств 230
Обслуживание внутренних долговых обязательств 231
Обслуживание внешних долговых обязательств 232
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям 240
Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным
организациям 241
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций 242
Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам 250
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 251
Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств 252
Перечисления международным организациям 253
Социальное обеспечение 260
Пособия по социальному страхованию населения 261
Пособия по социальной помощи населению 262
Социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления 263
Социальное обеспечение 280
Прочие расходы 290
Увеличение стоимости основных средств 310
Увеличение стоимости основных средств 330
Увеличение стоимости материальных запасов 340
В заключение отметим, что необходимость развития аудита эффективности применительно к деятельности организаций социальной сферы обусловлена: становлением рыночных отношений;
изменением законодательства в области налогообложения,
бухгалтерского учета и аудита в Российской Федерации;
увеличением финансирования объектов социальной сферы;
отраслевыми особенностями организаций, занимающихся представлением социальных услуг;
переходом бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

В связи с этим, нам представляется целесообразным введение обязательного аудита всех объектов социальной сферы, что позволит обеспечить государственные (конституционные) гарантии путем практической реализации государственных социальных стандартов.

Источник: Аудиторские ведомости

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика