Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

Экономические новости



Notice: Undefined index: foto in /home/aetcru/aetc.ru/docs/include/info.php on line 122
Обзорная аудиторская проверка: прошлое, настоящее, будущее


Notice: Undefined index: anonc in /home/aetcru/aetc.ru/docs/include/info.php on line 128

Экспресс-аудит - предпосылки возникновения
С развитием аудиторской деятельности в России появляются и закрепляются стандартами новые виды аудиторских услуг. Одним из таких видов услуг является обзорная проверка, или, как чаще называют эту деятельность на практике, экспресс-аудит.

 
С момента появления обязательного аудита многие компании, прежде всего небольшие открытые акционерные общества, обязанные проводить аудит, но не столь богатые, чтобы оплачивать дорогостоящую услугу по проведению проверки, искали аудиторов, готовых провести проверку на более льготных - в части оплаты - условиях. Согласно закону рынка, спрос породил предложение - многие аудиторские компании, принимая во внимание небольшой масштаб деятельности потенциального клиента, устанавливали невысокие цены за свои услуги.

Однако цена таких услуг была все же слишком мала и не покрывала затрат аудитора на полноценную, комплексную проверку даже небольшого объема информации. Поэтому уже перед аудиторами встал вопрос рентабельности и целесообразности оказания таких услуг. Выходом для многих аудиторских компаний оказалось сокращение объема процедур. Так родился термин <экспресс-аудит>, не закрепленный Российским законодательством, но обозначающий явление, необходимое рынку аудита в России и возникшее по инициативе <снизу>.

Если рассматривать применение термина <экспресс-аудит> в практической деятельности, то такую проверку можно определить наличием следующих признаков: небольшая стоимость, сжатые сроки, ограниченный набор запрашиваемых документов, малое количество аудиторов, занятых на проекте (нередко - 1 человек). Обзорная проверка С введением новых стандартов аудита, ориентированных на международные, а чаще являющихся почти дословным их переводом, в законодательстве появляется новая терминология. 7 октября 2004 года Постановлением № 532 был введен термин <обзорная проверка> (упомянут в п. 18 Стандарта № 12 и др.). Содержание указанного понятия в новой партии стандартов, введенных Постановлением № 532, не раскрывалось. Из контекста можно было установить, что речь идет о неполной проверке. Однако однозначного толкования из контекста уловить не удавалось. Так, из стандарта 12 (<Согласование условий проведения аудита>) обзорная проверка понимается как неполная аудиторская проверка, а из стандарта 20 (<Аналитические процедуры>) - как комплекс аналитических процедур по изучению форм отчетности. Более полное раскрытие термина <обзорная проверка> дано в стандарте 24 <Основные принципы ФПСАД, имеющие отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами>, введенном 25 августа 2006 года. В стандарте, в частности, сказано, что <при проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. В заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности>.

Далее в стандарте раскрывается, каким образом аудитору следует подходить к проведению обзорной проверки, и какие ограничения налагает специфика вида деятельности на процедуры аудита.
Однако однозначно не определен юридический статус обзорной проверки. С одной стороны, аудиторское заключение и заключение по обзорной проверке упоминаются в стандарте как два различных документа, и в Федеральном законе <Об аудиторской деятельности> документ <Заключение по обзорной проверке> как итог работы аудитора в рамках обязательного аудита не упомянут. Таким образом, можно предположить, что обзорная проверка является недостаточным основанием для того, чтобы аудируемое лицо считало обязательство по проведению обязательного ежегодного аудита выполненным.

С другой стороны, федеральными правилами (стандартами) предусмотрены процедуры, не предполагающие выражения аудитором мнения о достоверности (согласованные процедуры, компиляция). Относительно обзорной проверки сказано, что ее результатом является выражение аудитором мнения о достоверности учета и отчетности, хотя и на основании неполного (недостаточного для аудита) свода доказательств (п. 15 ФПСАД 24). Кроме того, при проведении обзорной проверки аудитор пользуется теми же методами и подходами, что и при комплексном аудите, и его деятельность регулируется теми же правилами (стандартами), а ограничений на полноту процедур, проводимых в ходе обзорной проверки, императивной нормой не наложено. Исходя из этого, можно считать, что выраженное в ходе обзорной проверки мнение аудитора имеет юридическую силу как мнение эксперта о достоверности отчетности.

Перспективы применения обзорных проверок
Учитывая неоднозначность трактовки юридической значимости обзорной проверки, можно предположить несколько вариантов решения проблемы: Если заключение по результатам обзорной проверки имеет юридическую силу в отношении выполнения требований законодательства в части обязательного ежегодного аудита, то предприятия, руководство и собственники которых не видят смысла в проведении комплексного аудита, либо по каким-то причинам желают воспрепятствовать его проведению, будут прибегать к обзорной проверке как законному способу ухода от проведения аудита.

Если заключение по обзорной проверке не будет иметь юридической силы в рамках обязательного аудита, то применимость данной услуги видится автору крайне ограниченной, так как при осуществлении инициативного аудита проверяемому субъекту целесообразнее подписать договор на оказание услуг по проведению согласованных процедур, а результаты, которые предоставит проведение обзорной проверки, будут получены и в ходе обязательного аудита, который все равно придется проводить. Указанная мера поставит на грань разорения небольшие хозяйствующие субъекты, так как оплата услуг по комплексному аудиту для таких предприятий подчас непосильна. Возможно и злоупотребление со стороны аудиторских компаний, которые будут оказывать услуги по обзорной проверке по цене обзорной проверки, но с названием <комплексный аудит>.

Средняя цена экспресс-аудита для небольшого предприятия с оборотами в пределах 20 млн руб. в год колеблется на уровне 30000 рублей. Комплексный аудит, то есть аудит, по итогам которого выражается мнение, основанное на достаточном количестве доказательств, для этого же предприятия будет стоить порядка 75-90 тысяч рублей, что для многих субъектов предпринимательства непростительно много. Идя навстречу клиенту, недобросовестные аудиторы будут продолжать проведение экспресс-проверок по прежним ценам, но выдавая заключение, аналогичное по содержанию заключению по итогам комплексного аудита. Таким образом будет подорван авторитет полноценного, комплексного аудита. Можно предположить и альтернативные варианты, например, что результаты обзорных проверок будут приниматься от компаний, не подлежащих обязательному аудиту банками при рассмотрении заявки на выдачу кредита, что применимость обзорной проверки в качестве обязательного аудита будет ограничена по критерию масштаба деятельности (только для небольших предприятий) и т.п. Но подобные варианты развития событий кажутся автору маловероятными, так как в первом случае речь идет о деятельности коммерческих предприятий, в другом - о пересмотре большого числа нормативных документов высокого уровня (федеральных законов <Об аудиторской деятельности>, <О бухгалтерском учете> и др.)

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика