Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

Экономические новости



Notice: Undefined index: foto in /home/aetcru/aetc.ru/docs/include/info.php on line 122
Инициативные и обязательные. Кто и как конкурирует на самарском рынке аудиторских услуг


Notice: Undefined index: anonc in /home/aetcru/aetc.ru/docs/include/info.php on line 128

Февраль-март - горячая пора для аудиторов. Предприятия формируют годовую отчетность, не за горами ее утверждение собраниями акционеров. Однако на рынке Самарской области даже "в сезон" царит жесткая конкуренция, в которой, как правило, побеждает та фирма, которая предложит более низкие расценки.

 
Добровольно-принудительно

Аудит бывает обязательный и инициативный. Как сообщил "Делу" президент Самарского территориального института профессиональных бухгалтеров Дмитрий Яковенко, проводить обязательный аудит заставляет законодательство, и в его рамках аудитор отвечает, по сути дела, на один вопрос: соответствует или не соответствует российским стандартам состояние бухгалтерского учета в организации, достоверна или недостоверна ее финансовая отчетность. Другое дело - инициативный аудит, это понятие намного шире. Например, аудит налоговой отчетности, аудит учетной политики предприятия. Заметим, что даже подтвердить достоверность той же финансовой отчетности, но подготовленной в соответствии с международными стандартами, можно только по инициативе самого предприятия.

Состояние рынка сегодня таково, что подавляющее большинство предприятий выступают заказчиками именно обязательного аудита, к инициативному прибегают значительно реже, в каких-то особых случаях. Однако действие обязательного аудита подобно действию ОСАГО в страховании. Там "автогражданка" выступает своеобразным катализатором и привлекает автовладельцев к добровольному страхованию. Руководители предприятий убеждаются в том, что аудиторы способны им реально помочь.

В частности, генеральный директор аудиторской фирмы "Регул ОЛЕВ" Ольга Вайханская подтвердила "Делу", что большая часть юридических лиц проводит у себя аудит только потому, что это определено законом. Если бы не законодательство, они бы этого не делали. Но эффект заметен даже при формальном проведении этой процедуры. Если сравнить сегодняшнее состояние учета в тех коммерческих структурах, где аудит обязателен, и в некоммерческих - вторые значительно проигрывают.

Исполнительный директор аудиторской фирмы "Актив" Светлана Кикина обратила внимание "Дела" на то, что у бухгалтеров предприятий нет возможности прорабатывать всю нормативную документацию, отсюда ошибки. Они вскрываются, прежде всего, при налоговых проверках. Налоговики, как правило, узкие специалисты, досконально знающие "свой" налог, и спорить с ними сложно. Поэтому эффект от помощи аудиторов хорошо виден, прежде всего, именно в налоговом аудите.

Среди клиентов аудиторских компаний, как и раньше, в основном крупные предприятия, которые на виду. Ольга Вайханская заметила, что предприятия среднего и малого бизнеса практически не обращаются к аудиторам, потому что у них для этого не хватает средств. И, по ее мнению, за ближайшие три-пять лет здесь вряд ли что-нибудь изменится.

"Варяги" или земляки

На Самарском рынке работают как местные аудиторские фирмы, так и столичные. Причем, по словам участников рынка, каких-либо серьезных изменений в составе игроков за последнее время не происходило.

Дмитрий Яковенко подчеркнул, что предложение аудиторских услуг на региональном рынке сегодня по-прежнему значительно превышает спрос. По данным Самарского территориального института профессиональных бухгалтеров, примерно 1000 граждан, проживающих в области, имеют аттестат аудитора, аудиторские услуги предлагают около 200 субъектов предпринимательской деятельности. Следствием этого становится жесткая конкуренция. Что ведет, прежде всего, к ценовому демпингу, и эта ситуация не меняется несколько лет.

В столкновении интересов самарских и московских аудиторов местные предприятия, как правило, отдают предпочтение землякам. По сведениям директора аудиторской фирмы "Актив" Олега Колосова, среди клиентов "Актива" не только крупные производственные предприятия Самары, Тольятти и области, но и московские компании. Причем их собственники - не выходцы из Самары. Иначе говоря, самарские специалисты вполне конкурентоспособны и вне территории региона.

По словам Ольги Вайханской, возглавляемая ею фирма "Регул ОЛЕВ" не ощущает конкуренции со стороны москвичей. Причина в том, что столичные фирмы работают на тех предприятиях, где собственниками являются москвичи, или же там расположен центральный офис. Предлагать свои услуги в данном случае местным аудиторам нет смысла.

По словам генерального директора аудиторской фирмы "Промаудит" Натальи Зайцевой, рынок, в основном, устоялся. Московские фирмы в регионе работают, и тот сегмент, который они завоевали, они не отдают. Но, в принципе, многие самарские предприятия предпочитают местные аудиторские фирмы. При этом Наталья Зайцева обратила внимание корреспондента "Дела" на тот факт, что иногородние фирмы широко привлекают к работе местные кадры. Ольга Вайханская объясняет этот факт тем, что направление в штат филиала специалистов головной компании обойдется слишком дорого.

В этой связи Наталья Зайцева заметила, что при заключении договора с московской фирмой нет возможности выбрать, кто именно будет тебя проверять. А местные ау- "" диторы, что называется, всегда на виду.

Как рассказала Наталья Зайцева, московские фирмы в сфере консалтинговых услуг часто организуют работу в виде "десанта". Они разбивают программу на три этапа. Сначала - достаточно мощная презентация. Потом - первый этап – диагностика состояния предприятия. Это дорого, но если предприятие готово к первому этапу, диагностике, как правило, за ней следуют конкретные разработки По словам Дмитрия Яковенко, самарские компании пока не готовы работать на таком уровне, как их московские коллеги. В этом смысле показателен пример банка "Солидарность", пользующегося услугами компании "Эрнст энд Янг Внешаудит", а в последнее время заключившего соглашение еще и с крупной московской консалтинговой фирмой.

Мы выбираем - нас выбирают

Основных критериев, по которым предприятие выбирает аудитора, несколько. Главный бухгалтер Национального Торгового Банка Валентина Корытина выделила три из них: цена, сроки исполнения и потребность в уровне аудита (необходим ли аудит по российским или международным стандартам).

По словам Натальи Зайцевой, в последнее время аудиторскую фирму выбирают в большинстве случаев после первичных деловых контактов. Либо это были разовые взаимоотношения консультационного характера, либо предприятию разрабатывали учетную политику. Организации пробуют аудитора и на так называемом сопровождении, на сопутствующих услугах. Потом делается вывод: привлекать его
или нет для проведения аудита. Этот путь наиболее надежен.

Есть вариант, когда действуют по рекомендациям партнеров или других участников своего сегмента рынка. Это самый распространенный случай. В частности, Олег Колосов заметил, что именно таким образом за 10 лет сформировалась обширная клиентура АФ "Актив". И многие предприятия, ранее проводившие в фирме обязательный аудит, но T" При изменении критериев утратившие в этом необходимость, заказывают аудит на добровольных началах.

Ольга Вайханская заметила, что на региональном рынке определяющим является ценовой фактор: кто предложит ниже стоимость услуг, того и выбирают клиенты. При этом мнение собственников и руководителей об аудиторских фирмах не слишком высокое. В их глазах, менять одну фирму на другую просто не имеет смысла. Это расп-н> ространенная позиция. Поэтому смена аудиторской фирмы происходит достаточно редко, в исключительных ситуациях.

Говоря о современных требованиях, которые заказчикам необходимо предъявлять аудитору, Наталья Зайцева рекомендует им ознакомиться с уровнем внутрифирменных стандартов, с методиками, по которым аудиторская фирма работает. По ее мнению, сегодня руководителям предприятия-заказчика необходимо поступать именно так, а не искать фирму подешевле и аудитора "неуступчивее". Аудит должен быть высокопрофессиональным, принципиальным, с соблюдением всех норм законодательства и, особенно, стандартов. На сегодня они обязательны.

"Джентльменский набор"

Участники рынка отметили, что сегодня уважающая себя аудиторская фирма, помимо стандартного аудита обязательно должна предлагать широкую гамму сопутствующих услуг. На сайтах самарских фирм можно увидеть самые различные предложения в сфере консалтинга - управленческое, налоговое, инвестиционное консультирование. Ведут аудиторы и оценочную деятельность, хотя это не основное их занятие. Как правило, оценкой занимаются те фирмы, которые занимались этим ранее.

По словам Ольги Балканской, последние два-три года очень большое место уделяется компьютеризации бухгалтерского учета и управленческому учету. Представители аудиторских компаний помогают настраивать универсальные программные продукты под нужды конкретного предприятия. Это новые направления работы, которые все больше востребованы. Дмитрий Яковенко заметил, что, оказывая услугу по ведению бухгалтерского учета, с помощью, например, программного комплекса "1C" сотрудник аудиторской фирмы способен обслуживать с десяток небольших предприятий. Ольга Вайханская считает, что в ближайшее время очень востребованы будут услуги в сфере налаживания управленческого, производственного учета. На ее взгляд, основная задача бизнеса - особенно крупного - не минимизация налогообложения и существования коммерческих организаций в налоговой сфере. Бизнес научился достаточно грамотно минимизировать налоги, где это возможно.

Основная проблема - организация производственного учета. Здесь предприятия теряют достаточно большие средства. Нет контроля внутри самого предприятия – и это самое сложное. Происходит затоваривание на складах товарно-материальных ценностей, готовой продукции. Отсюда неликвиды, возрастают суммы налога на имущество. В этом основная проблема, и очень многие предприятия пытаются сейчас ее решить.

Это же мнение высказала и Наталья Зайцева. По ее словам, наибольший ущерб наносят не налоговые проверки. Ущерб от неправильного отражения позиций, связанных с незавершенным производством, с себестоимостью, с формированием рыночных отношений, с управленческим учетом, может быть больше. При этом аппарат управления практически готов к восприятию этих услуг, но руководители ошибочно считают, что это очень дорого и эти услуги оказывают только крупные московские или иностранные фирмы. В то время, как местные аудиторы имеют практику проведения таких работ на стыке управленческого учета, анализа.

Очень востребована такая услуга, как оценка имущественного комплекса для продажи, оценка бизнеса в целом. Сейчас уже никто не покупает "кота в мешке", привлекаются и аудиторские, и оценочные фирмы. При этом Дмитрий Яковенко неожиданно для корреспондента "Дела" указал на то, что бизнес оценивают не только перед продажей, но и сразу после покупки. Разумеется, заказчик здесь уже другой - тот, кто купил. Новый собственник хочет знать все, тем более, что у него появляются неограниченные права и доступ к информации.

Деньги на бочку

Одним из главных критериев в выборе аудиторской фирмы являются цены на предлагаемые ею услуги. Цена также главный инструмент в борьбе с конкурентами. Все участники рынка отмечают, что цены на аудиторские услуги в регионе неоправданно занижены. Тем не менее, к какому-то единому мнению о стоимости для заказчика часа работы аудитора опрошенные руководители аудиторских фирм не пришли.

В частности, Ольга Вайханская привела расценки на консультационное обслуживание - именно здесь фирмы обычно говорят, сколько стоит час работы аудитора - от 800 рублей и более. По ее словам, в части аудиторских проверок, учитывая ценовой демпинг, привести какие-либо данные очень сложно. Дмитрий Яковенко оценивает час работы самарского аудитора не ниже, чем в 400 рублей. Причем оптимальные расценки, по его мнению, лежат в диапазоне от $20 до $30. Данные же по другим регионам, даже смежным с Самарской областью, значительно выше.

Наталья Зайцева рассказала, что, по данным из сети Интернет, в России встречаются регионы, где услуги аудиторов стоят от 1000 руб. в час до 3,5 тыс. руб. На ее взгляд, в Самарской области расценки выше, чем 600 руб. за час аудитора практически не встречаются.

Как правило, аудиторы повышают прошлогодние цены на официальный индекс инфляции, что не компенсирует возрастающих затрат. Это отметили и Олег Колосов, и Наталья Зайцева. И пока неясно, откликнутся ли клиенты на призыв самарских аудиторов "поддержать местного производителя".

Отмечая факты ценового демпинга в регионе, Дмитрий Яковенко привел примеры, когда аудит крупной гостиницы обошелся всего в 40 тыс. руб. а оплата за аудит ЖКХ целого города областного подчинения составила всего 20 тыс. руб. Сопоставив объем трудозатрат на проведение подобных проверок со средними расценками услуг аудиторов, можно прийти к малоутешительным выводам о качестве подобных проверок.

Как бы там ни было, в ближайшее время существенных перемен на самарском рынке аудиторских услуг ожидать не приходится. Беспокойство вызывают готовящиеся изменения в законодательстве, передача ряда государственных функций в сфере аудита саморегулирующимся профессиональным организациям, число которых, по мнению Дмитрия Яковенко, неоправданно велико. Однако клиентов это вряд ли коснется. Поскольку средний и малый бизнес повернуться "лицом к аудиту" не спешат, на самарском рынке по-прежнему будут царить конкуренция и ценовой демпинг.

Источник: Дело (Самара)

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика