Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

20.07.07 Аудиторы будут разборчивее в выборе клиентов

Вернуться назад


В отношениях аудиторов и их клиентов возможны серьезные изменения, которые опрошенные "УНП" специалисты связывают с чередой скандалов вокруг компании "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит". На этой неделе история может получить развитие: запланировано рассмотрение аппеляционной жалобы компании, ранее признанной виновной в том, что она сознательно помогала своему клиенту - ОАО "НК "ЮКОС" - уклоняться от уплаты налогов.
По иску столичной ИФНС России №5 суд первой инстанции признал ничтожными ряд договоров аудита между этими компаниями. И постановила на основании статьи 169 Гражданского кодекса взыскать в бюджет доход "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" по этим сделкам - 16,8 млн рублей (решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.03.07 №А40-77631/06-88-185). Арбитры обвинили аудитора в том, что целью договоров являлось "введение в заблуждение акционеров "ЮКОСа" и других заинтересованных лиц относительно соответствия финансово-хозяйственной деятельности компании российскому законодательству".
Перечислим основные претензии налоговиков, поддержанные судом.
Аудитор выдал положительное заключение после изучения тех же документов, на основании которых инспекторы впоследствии доначислили налоги.
В письменной информации руководству "ЮКОСа" аудитор назвал "операционные компании", созданные для ухода от уплаты налогов, и указал, какие из них могут заинтересовать налоговиков. Но тем не менее выдал положительное заключение.
Аудитор сообщил в заключении, что по некоторым использованным "ЮКОСом" схемам уже есть отрицательная для компаний практика. И все равно заключение было положительным.
Узнав о нарушениях, аудитор должен был потребовать созвать собрание акционеров "ЮКОСа" и предупредить их о факторах, которые могут повлиять на финансовое состояние компании. Но не сделал этого.
Среди аудиторов скандальное дело вызывает негативную реакцию. Она усугубилась тем, что в середине июня "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" отозвал положительные заключения по "ЮКОСу", объяснив такой шаг тем, что Генпрокуратура обнаружила факты, которые ранее не были известны аудитору. "Возможность отзыва аудиторского заключения законодательством не предусмотрена, и то, что "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" пошел на это, на мой взгляд, серьезно дискредитировало компанию в глазах аудиторского сообщества", - отметила Юлия Емельянова, заместитель генерального директора компании "BKR-интерком-аудит".
"Ясно, что там свои договоренности, и посторонним этой темы лучше не касаться, - отметил в беседе с "УНП" партнер крупной аудиторской компании. - После того, как "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" отозвал заключения, мало кто будет комментировать ситуацию".
Между тем опрошенные нами аудиторы сходятся во мнении, что прецедент "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" окажет серьзное влияние на взаимоотношения аудиторов и их клиентов. Если инспекторы продолжат практику судебных тяжб с аудиторами, выдавшими положительные заключения компаниям, к которым возникли впоследствии претензии у налоговиков, то аудиторы будут вынуждены стать более разборчивыми в выборе клиентов. "Перед подписанием договора об аудите должна проводиться проверка компании по данным открытых источников", - считает наша собеседница из "BKR-интерком-аудит". А генеральный директор ООО "РосАудит" Людмила Алехина добавляет: "Если в каждом выданном положительном заключении находить умысел содействия фирмам по использованию схем, то, возможно, налоговикам придется судиться с аудиторами чуть ли не по каждому выданному заключению". Кроме того, по ее мнению, свои возможные риски аудиторы будут закладывать в цену услуг.
Еще одно вероятное последствие дела "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит": аудиторы будут более осторожно подходить к составлению письменной информации руководству компаний об ошибках в отчетности, поскольку это официальный документ. "Скорее всего аудиторы будут лишь устно сообщать о схемах и их последствиях", - говорит Людмила Алехина.
В то же время аудиторы уверены, что практика выдачи отрицательных заключений по-прежнему останется редким явлением: "Выдача отрицательного заключения - это почти стопроцентная потеря клиента. Только если он категорически отказывается учесть наши замечания и внести изменения в отчетность, мы вынуждены выдавать отрицательные заключения. Если в ходе аудита обнаруживается, что компания использует сплошные схемы, то лучше расторгнуть с ней договор", - замечает Юлия Емельянова из "BKR-интерком-аудит".


Вячеслав Романов, эксперт "Учет. Налоги. Право", №25, 2007г.

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика