Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

03.12.07 Налог на прибыль в 2008 году

Вернуться назад


С 1 января 2008 г. вступают в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 216-ФЗ). Значительная часть этих поправок затронула и налог на прибыль.

В списке льгот прибыло




Как «инвестировать» НДС



Подпунктом 3.1, введенным в п. 1 ст. 251 НК РФ, разъяснен порядок налогообложения прибыли у принимающей организации при внесении в ее уставный капитал имущества (нематериальных активов или имущественных прав). Так, в этом случае из состава доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, исключены суммы НДС, подлежащие налоговому вычету у принимающей организации* (подп. «а» п. 25 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).



______________



* Согласно подп. 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм НДС, подлежащих налоговому вычету у принимающей организации в соответствии с главой 21 НК РФ при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.



Ранее указанное освобождение распространялось лишь на доходы в виде имущества, полученного в качестве взносов в уставный капитал организации (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).



В этой связи следует вспомнить проблему учета НДС, традиционно возникавшую при осуществлении инвестиций в уставный капитал.



В подпункте 4 п. 3 ст. 39 НК РФ прямо указывается, что передача имущества не является реализацией, если такая передача носит инвестиционный характер (включая вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ). Соответственно при этом не возникает объект обложения НДС. Однако в силу п. 3 ст. 170 НК РФ организация-инвестор обязана восстановить ранее зачтенный по передаваемому имуществу НДС и также «передать» его лицу, принимающему вклад.



Сама сумма «передаваемого» НДС в стоимость имущества не включается, а указывается отдельной строкой в документах, которыми оформляется передача этого имущества. Получающая сторона сумму восстановленного НДС в стоимость вносимого в уставный капитал имущества не включает, так как она подлежит налоговому вычету после принятия имущества на учет на основании документов с выделенной суммой НДС (п. 11 ст. 171, п. 8 ст. 172 НК РФ). Причем принимать к вычету НДС можно только в случае использования имущества для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.



Иначе говоря, при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал исчисление НДС у передающей и принимающей сторон напоминает обычную операцию по реализации товаров (работ, услуг).



А вот на вопрос, что делать, если получающая сторона не является плательщиком НДС (либо полученное имущество предполагается использовать при осуществлении операций, не облагаемых НДС), НК РФ четкого ответа не дает.



С одной стороны, существует п. 2 ст. 170 НК РФ, который предписывает в таких случаях относить «входной» НДС на увеличение стоимости имущества. Но в нем речь идет исключительно о приобретении имущества и об НДС, предъявленном покупателю. С другой стороны, в п. 3 ст. 170 НК РФ указано, что сумма НДС, восстановленного при передаче имущества, в стоимость этого имущества не включается.



Таким образом, сумма такого НДС, указанная в документах на передачу, оказывается как бы «вне учета», так как ее нельзя ни к вычету принять (п. 11 ст. 171 НК РФ не позволяет это сделать), ни в стоимость поступившего имущества включить (это не позволяет сделать ст. 277 НК РФ, определяющая особенности формирования налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный капитал).



Соответственно и новый подп. 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ указанные суммы проигнорировал.



Так что Минфину России еще предстоит высказаться на этот счет.



Фонды всякие важны



Отрадной новостью стало и то, что задолженность налогоплательщика перед бюджетами государственных внебюджетных фондов «уравняли в правах» с задолженностью перед остальными бюджетами (ч. 2 подп. «а» п. 25 ст. 1 Закона № 216-ФЗ). Согласно новой редакции подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ из налогооблагаемой базы исключены списанные или иным образом уменьшенные суммы кредиторской задолженности по уплате взносов, пеней и штрафов перед государственными внебюджетными фондами.



Закон № 216-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (п. 1 ст. 4 Закона № 216-ФЗ).



В то же время п. 3 ст. 4 Закона № 216-ФЗ предусмотрено, что положения подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.



Такая правовая конструкция позволяет сделать вывод, что налогоплательщик в течение 2007 г. не вправе будет применить положения подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ к суммам взносов, пеней и штрафов, касающихся внебюджетных фондов. Указанным правом налогоплательщик сможет воспользоваться только при представлении в соответствии с требованиями ст. 289 НК РФ налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 г. После 1 января 2008 г. налогоплательщик вправе будет представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2005 и 2006 гг. (в части распространения положений подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ на суммы взносов, пеней и штрафов во внебюджетные фонды).



Резерв для ТСЖ



В силу подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при расчете налога на прибыль традиционно не учитываются целевые поступления – вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, поступившие на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.



Согласно новой редакции подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ еще одна льгота предоставлена некоммерческим организациям – товариществам собственников жилья (ТСЖ), жилищным кооперативам, садоводческим, садово-огородным, гаражно-строительным, жилищно-строительным (ЖСК) и иным специализированным потребительским кооперативам. Так, к уже перечисленным целевым поступлениям добавились отчисления, производимые указанным товариществам и кооперативам их членами в целях формирования резерва на проведение ремонта или капитального ремонта общего имущества в порядке ст. 324 НК РФ (подп. «б» п. 25 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).



Действие указанной в подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ льготы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 4 Закона № 216-ФЗ). Поскольку Закон № 216-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 г., данной льготой налогоплательщик также сможет воспользоваться только лишь при представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 г.



Данная новелла тем более важна, что ранее Минфин России обязательные платежи на ремонт общего имущества ТСЖ причислять к целевым поступлениям наотрез отказывался. И апеллировал он прежде всего к закрытому перечню доходов, относимых п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям. Ранее в указанном перечне не был предусмотрен такой вид доходов некоммерческой организации, как обязательные платежи на ремонт общего имущества товарищества собственников жилья (см. письмо Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/4/28). Поэтому Минфин требовал включать обязательные платежи в доходы для целей налогообложения прибыли. При этом у ТСЖ или ЖСК оставалось право учесть в составе расходов обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с содержанием и ремонтом имущества.



Очевидно, что после внесения изменений в подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ сложившаяся практика изменится. Но только в отношении средств, направляемых на создание резерва для проведения ремонта общего имущества организации, так как льготироваться будут лишь средства, в целевом порядке направляемые на создание указанного резерва.



Разъяснения Минфина по вопросу формирования резерва ТСЖ на проведение капитального ремонта многоквартирного дома излагались и ранее – в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/235. В частности, Минфин указывал на то, что «поступления на формирование резерва предстоящих расходов на капитальный ремонт дома относятся к доходам, подлежащим обложению налогом на прибыль организаций». При этом ТСЖ расходы по формированию данного резерва не могло относить к расходам, уменьшающим налоговую базу, поскольку ст. 260 НК РФ предусматривает возможность создания резерва только под предстоящие ремонты основных средств. Между тем жилой дом не является основным средством ТСЖ. Следовательно, и расходы на формирование резерва под предстоящий ремонт дома не уменьшают доходы при расчете налога на прибыль.



Для формирования указанного резерва налогоплательщики (ТСЖ, ЖСК) – получатели целевых поступлений обязаны вести обособленный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ.



Образование резервного фонда на ремонт отнесено к компетенции общего собрания членов ТСЖ (подп. 5 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Если резерв в товариществе или кооперативе создан не будет – на льготу он претендовать не сможет. Даже если все члены ЖСК, к примеру, надумают «сброситься» на ремонт лестничной клетки.



Как и плата членов ТСЖ, ЖСК и т.п. за содержание и ремонт жилого помещения (включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), плата за коммунальные услуги будет квалифицироваться в качестве выручки от реализации работ, услуг и соответственно должна учитываться при расчете налога на прибыль. Данную позицию Минфин России изложил в письмах от 17.02.2006 № 03-03-04/4/32, от 03.03.2006 № 03-03-04/4/45 и от 05.05.2006 № 03-03-05/8.



Впрочем, здесь финансовые органы не всегда столь категоричны. Иногда они готовы согласиться с тем, что поступающие на расчетный счет ТСЖ и перечисляемые коммунальным организациям платежи от населения не являются выручкой ТСЖ от реализации услуг, так как эту реализацию осуществляют указанные коммунальные организации (см. письма Минфина России от 14.11.2005 № 03-11-05/100, УМНС России по г. Москве от 14.05.2004 № 26-12/33049). В данном случае денежные средства, взимаемые с жильцов на основании счетов, выставленных организациями, непосредственно оказывающими коммунальные услуги, в размере фактически потребленных жильцами указанных услуг, не учитываются в составе доходов ТСЖ для целей налогообложения прибыли. Но в случае превышения взимаемых с жильцов средств над суммами фактически использованных ими коммунальных услуг названные средства уже рассматриваются в качестве дохода ТСЖ.



Существует также практика, когда ТСЖ, на которое возложены обязанности по обеспечению надлежащего состояния жилого дома, предоставлению коммунальных услуг и т.д., рассматривается как посредник, действующий по поручению своих членов. В данном случае облагаться налогом на прибыль будет только вознаграждение ТСЖ, а не полностью все поступающие платежи (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, письмо Минфина России от 05.05.2006 № 03-03-05/8).



Из вышесказанного следует и другой важный вывод: ТСЖ или ЖСК, получивший средства целевого финансирования для формирования резерва на проведение ремонта общего имущества, не подлежащие включению в налоговую базу по налогу на прибыль, не вправе относить в уменьшение налогооблагаемых доходов расходы, осуществляемые за счет этих средств (см. письмо Минфина России от 31.10.2005 № 03-03-04/4/73).



* * * * * *



Отчисления на проведение такого ремонта производятся в порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.



При применении данной нормы следует учитывать несколько важных моментов.



1. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.



Следовательно, указанный резерв не может образовываться только по одному из нескольких объектов основных средств, а лишь сразу по всем принадлежащим организации основным средствам (письма Минфина России от 03.03.2005 № 03-03-01-04/1/85, от 20.06.2005 № 03-03-04/1/8).



2. Из содержания п. 2 ст. 324 НК РФ также следует, что создавать резерв под ремонт основных средств налогоплательщик вправе только при наличии собственных амортизируемых основных средств, исходя из совокупной стоимости последних. Арендованное имущество при этом в расчет не принимается. Соответствующее разъяснение содержится в письме МНС России от 26.02.2004 № 02-5-11/38@.



3. В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.



При этом, по мнению Минфина России, организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, должны сформировать смету на ремонт основных средств*, исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основой для определения отчислений в указанный резерв (см. письма Минфина России от 20.06.2005 № 03-03-04/1/8, от 15.02.2006 № 03-03-02/34).



________________



* За исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта.




Расходы на страхование




Суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников, уменьшают налогооблагаемую прибыль (см. п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ). Поэтому они нередко используются в так называемых оптимизационных налоговых схемах. В связи с этим Закон № 216-ФЗ явно имел целью «упорядочить» и сами договоры добровольного страхования, и заключающих их работодателей (см. п. 26 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).



1. Для начала любителей схем ограничили территорией РФ (абз. 3 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ). То есть если хочешь учесть страховые платежи в составе расходов – выбирай отечественного страховщика. Выбрал иностранного – заплати налог. Вполне патриотично.



При этом прежние условия для отнесения страховых взносов в расходы сохраняются:



– продолжительность срока договора – не менее пяти лет;



– отсутствие в течение этого срока любых страховых выплат застрахованному (за исключением страховой выплаты по смерти).



Впрочем, здесь законодатель решил «сжалиться» над застрахованным и к списку уважительных причин для страховой выплаты добавил (помимо смерти) также причинение вреда его здоровью.



2. Согласно изменениям, внесенным в абзац четвертый п. 16 части второй ст. 255 НК РФ, при достижении участником и (или) застрахованным лицом предусмотренных законодательством РФ пенсионных оснований и в течение периода действия пенсионных оснований договоры негосударственного пенсионного обеспечения (как и договоры добровольного пенсионного страхования) могут предусматривать выплату пенсий пожизненно.



Причем данное условие признано действующим с 1 января 2005 г. (п. 3 ст. 4 Закона № 216-ФЗ).



3. Борьбе с «мертвыми душами» посвящены поправки в абзац восьмой п. 16 части второй ст. 255 НК РФ.



В случае изменения или расторжения договора страхования жизни (договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения) взносы работодателя по такому договору, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими обложению налогом на прибыль с момента его изменения или расторжения. Исключение составляют случаи досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, т.е. чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (см. п. 16 ст. 255 НК РФ).



В новой редакции данной нормы для включения указанных взносов в состав налогооблагаемой прибыли достаточно будет прекратить договор или изменить его существенные условия в отношении любого застрахованного работника. То есть при внесении изменений или в случае расторжения договора в отношении любого работника работодатель должен будет исключить взносы по этим работникам из расходов.



Для налоговиков ничего нового в данной норме нет. Подобной практики они придерживались и ранее (см., например, письмо Минфина России от 05.08.2005 № 03-03-04/1/150).



4. По новым правилам абзаца десятого п. 16 части второй ст. 255 НК РФ предельный размер относимых в расходы взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью, повышен с 10 000 до 15 000 руб. в год на одного застрахованного работника.



Но вот методика его расчета существенно изменилась. Если раньше указанные 10 000 руб. в год приходились на одного застрахованного работника, то нынешние 15 000 руб. рассчитываются как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.




Пример 1.




1 января 2007 г. предприятием был заключен договор добровольного личного страхования на случай наступления смерти застрахованных работников или утраты ими трудоспособности в связи с исполнением работником трудовых обязанностей сроком на один год.



За год размер взносов на застрахованных работников составил:



за Иванова – 5000 руб.;



за Петрова – 10 000 руб.;



за Сидорова – 15 000 руб.;



за Галкина – 25 000 руб.



Итого: 55 000 руб.



Согласно прежней редакции абзаца десятого п. 16 части второй ст. 255 НК РФ в расходы могут быть включены суммы, не превышающие 10 000 руб. в год на каждого застрахованного работника.



Таким образом, в приведенном примере в расходы будут включены страховые взносы в размерах:



за Иванова – 5000 руб.;



за Петрова – 10 000 руб.;



за Сидорова – 10 000 руб.;



за Галкина – 10 000 руб.



Итого: 35 000 руб.



1 января 2008 г. предприятием был заключен договор добровольного личного страхования в отношении тех же работников на случай наступления смерти или причинения вреда их здоровью сроком на один год.



Размер взносов на застрахованных работников за год оставлен без изменения.



Согласно новой редакции абзаца десятого п. 16 части второй ст. 255 НК РФ в расходы могут быть включены суммы, не превышающие 15 000 руб. в год на каждого застрахованного работника исходя из отношения общей суммы взносов по договору к количеству застрахованных работников.



В соответствии с новой методикой сложим все взносы застрахованных работников за год (5000 + 10 000 + 15 000 + 25 000) и разделим их на число работников. Таким образом, на одного работника за 2008 г. приходится 13 750 руб. (55 000 : 4), что не превышает установленный законом норматив (15 000 руб.).



Тем самым по новым правилам в 2008 г. в расходы можно включить страховые взносы в размере 55 000 руб.* Максимальный же размер включаемых в расходы взносов в рассматриваемом примере не может превышать 60 000 руб. (15 000 х 4).



________________



* При прежней методике расчета на затраты пришлось бы отнести 45 000 руб. (5000 + 10 000 + 15 000 + 15 000).




Обратите внимание! Норма абзаца десятого п. 16 части второй ст. 255 НК РФ со следующего года будет распространяться не только на ситуации, когда работник утратил трудоспособность в связи с исполнением им трудовых обязанностей, но и на другие случаи причинения вреда здоровью застрахованного.



* * * * * *



Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены или выданы из кассы денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов (п. 6 ст. 272 НК РФ). При этом если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.



А если страховой взнос предполагается вносить в рассрочку? Теперь эта ситуация урегулирована п. 6 ст. 272 НК РФ. По договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (подп. «б» п. 33 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).



Таким образом, при заключении договоров страхования, предусматривающих поэтапную выплату страхового взноса, для определения суммы расходов на страхование, включаемой в состав расходов отчетного периода, необходимо произвести следующие действия:



– сумму страхового взноса разделить на количество календарных дней в периоде, за который этот взнос уплачен;



– определить количество дней действия договора в конкретном отчетном периоде;



– сумму страхового взноса, приходящуюся на каждый календарный день действия договора, умножить на количество дней действия договора в соответствующем отчетном периоде;



– сравнить исчисленную сумму с установленным законом лимитом;



– включить рассчитанную сумму в пределах установленного лимита в состав расходов соответствующего отчетного периода.




Пример 2.




Организация заключила договор добровольного личного страхования (ДЛС) с 1 февраля 2008 г. по 31 января 2009 г. в отношении 5 работников на сумму 36 000 руб. в год за каждого.



По условиям договора страхования страховая премия в размере 180 000 руб. (36 000 руб. х 5 чел.) вносится тремя платежами:



– 75 000 руб. за февраль – июнь 2008 г. – в момент заключения договора;



– 90 000 руб. за второе полугодие 2008 г. – не позднее 15 июля 2008 г. (фактически уплачена 10 июля 2008 г.);



– 15 000 руб. за январь 2009 г. – не позднее 10 января 2009 г.



Фонд оплаты труда (ФОТ) в 2008 г. ежеквартально составляет 1 000 000 руб.



Рассчитаем сумму расходов по ДЛС, принимаемую для налогообложения прибыли в 2008 г.



К расходам на оплату труда относятся суммы платежей, уплачиваемые работодателем по договорам добровольного личного страхования работника, заключенным на срок не менее одного года (абз. 5 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ), в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ).



Сумма страховых взносов составит:



– за I квартал 2008 г. – 29 801 руб. ((75 000 руб. : 151 день) х х 60 дней);



– за полугодие – 75 000 руб.;



– за 9 месяцев – 120 000 руб. ((90 000 руб. : 184 дня х 92 дня) + + 75 000 руб.);



– за 2008 г. – 165 000 руб. (75 000 + 90 000).



Ежеквартальный ФОТ в 2008 г. составлял 1 000 000 руб.



Предельная величина расходов по ДЛС, принимаемая для налогообложения прибыли, составляет:



– за I квартал 2008 г. – 30 000 руб. (1 000 000 руб. х 3%);



– за полугодие – 60 000 руб. (2 000 000 руб. х 3%);



– за 9 месяцев – 90 000 руб. (3 000 000 руб. х 3%);



– за 2008 г. – 120 000 руб. (4 000 000 руб. х 3%).



Соответственно сумма взносов по ДЛС, принимаемых для целей налогообложения, в 2008 г. составит:



– I квартал – 29 801 руб.;



– полугодие – 60 000 руб.;



– 9 месяцев – 90 000 руб.;



– год – 120 000 руб.



* * * * *



Выше мы много говорили о страхователях, но законодателем не забыты и страховщики (п. 41 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).



По общему правилу части второй ст. 330 НК РФ доходы страховых организаций в виде суммы страхового взноса, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности страховщика перед страхователем по заключенному договору. Исключением из этого правила теперь помимо договоров страхования жизни будут являться и договоры пенсионного страхования. По указанным видам договоров доход в виде части страхового взноса должен признаваться в момент возникновения у страховой организации права на получение очередного страхового взноса от страхователя.




Расходы на НИОКР и капитальные вложения




Расходы на капитальные вложения включаются в состав расходов отчетного периода в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств* и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).



Теперь в п. 3 ст. 272 НК РФ уточнено, что данные расходы относятся к косвенным расходам (подп. «а» п. 33 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).



А вот расходам на НИОКР наконец-то повезло: даже если научные исследования и не дали положительного результата, все равно вы сможете учесть их в целях налога на прибыль в полном объеме. Пункт 36 ст. 270 НК РФ, ограничивающий учет таких расходов установленными размерами**, признан утратившим силу (п. 32 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).


АКДИ "Экономика и жизнь"

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика