Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

РБК-Daily: Средний класс не успел замедлиться

Вернуться назад


20.03.09



Психология потребления сохраняется, несмотря на сокращение доходов

Сокращение доходов и растущая безработица пока не изменили стереотип потребительского поведения россиян. Траты граждан на товары и услуги, несмотря на кризис, почти не изменились, свидетельствуют данные Росстата о социально-экономическом положении в стране за январь—февраль 2009 года. Содержание потребительской корзины меняется, номинальные затраты на ее наполнение нет, поясняют эксперты.

За первые два месяца текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 7,2%. Падение доходов в наступившем году должно было стать весьма ощутимым еще и потому, что за первые два месяца прошлого года к показателю 2007 года доходы увеличились на 9,5%. Также россияне не могут не ощущать снижения размеров зарплат. Если в январе—феврале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года зарплаты выросли на 13,7%, то в первые два месяца 2009 года — всего на 1%. Кроме того, в условиях кризиса для многих граждан возросла вероятность потерять работу. По данным Росстата, сейчас количество безработных составляет 6,4 млн человек, что на 21,8% больше, чем в феврале 2008 года.

Между тем, судя по данным Росстата, ни рост безработицы, ни падение доходов не оказали существенного влияния на потребительские привычки россиян. Оборот розничной торговли за январь—февраль 2009 года по сравнению с этими же месяцами 2008 года даже немного вырос, на 0,3%. Объем платных услуг населению сократился, но всего на 0,2%. В 2008 году по сравнению с 2007 годом рост оборота в рознице и объема платных услуг составил 17,2 и 7,9% соответственно.

Резкое замедление динамики розничного оборота имеет временный характер, полагает экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Не исключено, что по итогам года мы выйдем в ноль, а то и в небольшой плюс», — говорит он. Люди просто «перетряхивают» корзину потребления, например вместо импортных продуктов покупают их отечественные аналоги. «Поэтому физические объемы торговли не падают», — поясняет г-н Струченевский. Объем платных услуг также не мог значительно снизиться, говорит директор ЦМЭИ «БДО Юникон» Елена Матросова. «Люди, сделавшие инвестиции в себя, например потратившись на лечение или образование, готовы поддерживать их, насколько позволяют средства и возможности», — пояснила она. По словам экспертов, обеспеченные люди в основном сохраняют привычный образ жизни. «Что касается наиболее уязвимого среднего класса, то он еще не потерял накопленные запасы и просто не успел изменить психологию потребления», — полагает г-жа Матросова

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика