|
Мы перезвоним Вам
|
Аудиторская фирма "БЭНЦ"
163002,
Архангельск,
ул. Вельская 1, оф. 1
|
|
Газета.ru: Меньше продали, меньше купили Импортные вещи и продовольствие стали не по карману россиянам, свидетельствует Федеральная таможенная служба. В прошлом году Россия меньше покупала за рубежом не только автомобилей, но и мяса, рыбы и сливочного масла. Возникшую нишу могли бы занять отечественные производители, но это вряд ли произойдет.
В 2009 году сальдо торгового баланса, то есть разница между российским экспортом и импортом, сократилось на треть ― до $134,3 млрд, говорится в сообщении ФТС, обнародованном в понедельник.
Особенно резко сократилось сальдо в торговле со странами дальнего зарубежья ― на $58,1 млрд, до $109,3 млрд. В торговле со странами СНГ ― на $8 млрд, до $25 млрд.
В целом Россия вывезла товаров на $301,6 млрд, на 35,5% меньше, чем в 2008 году.
Дело не только в снижении цены на основные статьи отечественного экспорта. Физические объемы продажи российского природного газа в дальнее зарубежье снизились по сравнению с 2008 годом почти на четверть. Экспорт нефти составил 211 млн тонн, рост составил всего 2,9%.
Отличились в лучшую сторону только экспортеры пшеницы, продав за рубеж 16,821 млн тонн, что на 43,5% больше показателя 2008 года. Впрочем, эксперты зернового рынка объясняют такой рост банальной причиной ― низкими показателями 2008 года. Непонятно, по каким причинам, но упал и экспорт производимой из пшеницы российской водки ― на 7,3%, до 1,44 млн декалитров (в перерасчете на 100-процентный спирт).
Но поддержать положительное сальдо торгового баланса помог сократившийся импорт. Он составил $167,4 млрд (минус 37,3% относительно прошлого года).
Импортные вещи и продукты стали не по карману россиянам. Так, ввоз автомобилей сократился на 74%. А, например, закупки мяса в странах дальнего зарубежья уменьшились на 19,4%, рыбы свежей и мороженой ― на 10,1%, сыров и творога ― на 7,8%, масла сливочного ― на 27,1%, сахара-сырца ― на 48,2%.
Значительное падение импорта объясняется сокращением спроса, в том числе за счет свертывания потребительского кредитования, а также из-за роста безработицы, констатирует директор Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок компании BDO Елена Матросова.
Снижение импорта ― шанс для отечественных товаропроизводителей по увеличению своего присутствия на рынке, говорят эксперты. «Эти шансы возросли после «мягкой девальвации» рубля и роста торговых барьеров. Однако этим шансом мало кто сможет воспользоваться», ― говорит руководитель практики государственного консалтинга компании «Бизнес-Решения» Алексей Калинин. У российского бизнеса нет дешевых кредитных ресурсов для развития производства, зато в изобилии административные барьеры, отбивающие всякую охоту начинать свое дело.
«Если выход из рецессии затянется, то россияне еще больше переключатся на импорт продуктов питания из стран СНГ, как более дешевый», ― прогнозирует эксперт. Потребитель будет уходить в более дешевые сегменты рынка, но значительного импортозамещения это все равно не даст, соглашается Матросова.
Автор: Рустем Фаляхов
|