|
Мы перезвоним Вам
|
Аудиторская фирма "БЭНЦ"
163002,
Архангельск,
ул. Вельская 1, оф. 1
|
|
Недобросовестные поставщики – очень опасны и «дорого» обходятся …
В ходе налоговых проверки в последнее время всё чаще выявляются так называемые «недобросовестные» поставщики – т.е. фирмы-однодневки у которых проверяемая компания закупала какие-либо товары и (или) услуги. Аудиторы так же пытаются отслеживать у клиента неблагонадежных поставщиков и советуют проводить проверку и периодический контроль «налоговой» добросовестности своих контрагентов, потому что затраты на оплату услуг «недобросовестного» поставщика порой очень дорого обходятся компании не проверившей его на благонадежность. Компания в этом случае несет значительные риски по непризнанию налоговыми органами этих затрат в составе себестоимости и восстановлению принятого к вычету НДС по сделкам с указанными контрагентами.
Николай НЕКРАСОВ
генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»
Аудитор отмечает, что одним из основных направлений работы налоговых органов в настоящее время является проверка налоговой добросовестности контрагентов проверяемой организации. Налоговые органы могут:
• направить запросы в другие налоговые инспекции по контрагентам, имеющим признаки недобросовестных;
• провести встречные проверки таких контрагентов;
• провести почерковедческие экспертизы подписей представителей контрагентов;
• привлечь сотрудников милиции для допроса учредителей, руководителей и сотрудников контрагентов, а также работников самого налогоплательщика.
В результате могут быть получены доказательства того, что контрагенты не значатся по адресу регистрации, имеют признаки «фирм-однодневок» (адрес массовой регистрации, массовый руководитель, массовый заявитель), не имели необходимых основных средств, товаров, персонала и лицензий для осуществления заявленных операций, фактически не выполняли заявленные работы.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
• невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
• отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
• учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
• совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).
Согласно п. 6 указанного постановления, следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, но в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в п. 5 данного постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении необоснованной налоговой выгоды:
• создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
• взаимозависимость участников сделок;
• неритмичный характер хозяйственных операций;
• нарушение налогового законодательства в прошлом;
• разовый характер операции;
• осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
• осуществление расчетов с использованием одного банка;
• осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
• использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Правовая позиция, изложенная в п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 № 93-0, и ст. 172 Налогового кодекса РФ позволяют сделать вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике – покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Порядок проверки добросовестности контрагентов нормативными актами не утвержден. На практике для проверки контрагентов проводятся следующие мероприятия:
1. Проверка наличия записи о контрагенте в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ): запрос выписок из ЕГРЮЛ или проверка по сайту Федеральной налоговой службы. Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 г. № 18162/09 указано, что общество, проявляя должную осмотрительность при заключении договоров поставки, удостоверилось в правоспособности поставщиков и их надлежащей государственной регистрации, получив соответствующие выписки из ЕГРЮЛ.
2. Запрос свидетельств о государственной регистрации и постановке контрагента на налоговый учет, его учредительных документов и лицензий.
3. Проверка адреса регистрации контрагента на массовость (сервис на сайте ФНС), нахождения контрагента по адресу регистрации, факта работы на контрагента дисквалифицированных лиц (сервис на сайте ФНС).
4. Проверка наличия у контрагента необходимых основных средств и персонала.
5. Сбор информации о контрагенте из иных источников (Интернет, средства массовой информации и т.д.).
Рекомендуется разработать и утвердить методику проверки контрагентов Общества и фиксировать результаты таких проверок.
Аудитор рекомендует:
1. Собрать максимально возможное количество доказательств проверки добросовестности основных контрагентов Общества;
2. Организовать систему проверки контрагентов, разработать и утвердить методику проверки, в том числе:
a. По наиболее значимым контрагентам запрашивать выписку из ЕГРЮЛ, копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, учредительные документы и лицензии, а также проверять наличие необходимых основных средств и персонала, массовость адреса регистрации, факт работы на контрагента дисквалифицированных лиц;
b. По остальным контрагентам проверять наличие записи в ЕГРЮЛ по сайту ФНС, запрашивать копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет и лицензии (если лицензии необходимы), проверять адрес регистрации на массовость.
3. Подготовиться к следующим вопросам налоговых органов:
• Почему были привлечены именно эти подрядчики?
• Каким образом были установлены контакты с данными контрагентами, как были определены условия сделок, при каких обстоятельствах подписывались договоры, были ли встречи непосредственно с руководителями контрагентов?
• Как и кем подписывались акты выполненных работ? И т.п. вопросы.
|