|
Мы перезвоним Вам
|
Аудиторская фирма "БЭНЦ"
163002,
Архангельск,
ул. Вельская 1, оф. 1
|
|
Новое письмо ФНС РФ по вопросам розницы и опта – комментарий аудитора.
Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ в самый последний рабочий день 2011 года издала письмо № ЕД-4-3/22628@ под названием «О применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям». Трудно понять, что в нем написано? Что оно означает для предпринимателей?
Действительно такое письмо появилось и каждый желающий сможет с ним ознакомиться в интернете или справочно-правовых системах. Письмо посвящено очень сложной тематике – можно ли считать розницей продажу товаров бюджетным учреждениям?
Моя точка зрения на это письмо однозначно положительная. Я согласен с авторами этого документа и считаю, что этим письмом продемонстрирована еще одна попытка чиновников от налогообложения подробно описать свое мнение на этот сложный вопрос. Действительно на местах даже многие налоговые инспекторы до сих пор неправильно понимают этот вопрос, что уж говорить о рядовых налогоплательщиках. В данном случае, ссылаясь на частные особенности муниципальных контрактов, авторы документа подчеркивают, что эти условия нельзя автоматически распространять на любые продажи товаров бюджетным учреждениям. На мой взгляд, это совершенно правильный подход к вопросу. Причина заблуждений, как всегда в том, что каждый видит лишь то, что желает видеть. Все читают одни и те же документы, однако трактуют их каждый в свою сторону. Представители налогового ведомства, в очередной раз, цитируя положения Гражданского кодекса РФ, и разъяснения Пленума ВАС РФ подчеркивают, что вся тонкость этого вопроса кроется в деталях и частностях, т.к именно из них и состоит картина условий продажи товара: опт это или все же розница?
Заметьте, автор письма, цитируя ВАС РФ, указывает, что приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя не является приобретением этих товаров для личного использования. Однако далее, что очень важно, в цитате ВАС РФ тут же указано и исключение их этого общего правила, что однако, в случае, если данные товары приобретаются указанным покупателем у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже. Заметьте – именно здесь, в этом месте, и находится истина этого вопроса. Она как всегда кроется не в форме, а в содержании происходящих событий. Т.е. очень важными становятся именно детали и штрихи сделки. В каких условиях производится продажа товара бюджетным учреждениям? Если в условиях договора розницы, то это розница и значит ЕНВД, если условиях договора поставки, то это опт и значит не ЕНВД.
И правильно далее пишет автор этого письма, что в этих условиях, например, если при реализации товаров продавец выдает покупателю кассовый и (или) товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату товара (например, эксплуатационную или гарантийную документацию на товар, в которой сделана отметка об оплате), то такая реализация признается розничной торговлей. Если в целях реализации товаров, например, заключаются договоры, в которых определяются ассортимент товаров, сроки их поставки, порядок и форма расчетов за поставляемые товары, а также оформляются и передаются покупателям накладные, счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то такая деятельность относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли.
Кроме того, отмечает автор письма, необходимо отметить, что с 01.01.2006 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), который применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Пунктом 1 статьи 9 данного закона определено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Согласно пункту 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
При этом следует также иметь в виду, что в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, договор поставки по муниципальному контракту, а также по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения не носит признаков публичности, указанных в статье 426 ГК РФ, и согласно Федеральному закону N 94-ФЗ заключается в соответствии с результатами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.
Учитывая изложенное, деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям на основе договоров поставки, а также муниципальных контрактов, содержащих признаки договора поставки, относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 Кодекса.
Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.10.2011 N 5566/11 (прилагается) и согласуется с позицией Минфина России и Минэкономразвития России по затронутому вопросу (письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-11-06/3/268).
Генеральный директор ООО "Аудиторская фирма "БЭНЦ"
Некрасов Николай
|