Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

Допросы свидетелей в период приостановки налоговой проверки – комментарий специалиста.

Вернуться назад


Зачастую в период приостановки проведения выездных налоговых проверок работники налоговых инспекций проводят допросы свидетелей. Законно ли это? Имеет ли налоговый орган на это право? Как с этим бороться?


По моему глубокому убеждению, проведение допросов свидетелей, осуществляемых в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, но производимые в период приостановки налоговой проверки, осуществляются налоговиками в нарушение пункта 6 ст. 89 НК РФ. Однако, налоговики считают, что проведение допросов свидетелей в период приостановления проверки налоговый орган не нарушает положения ст. 89 НК РФ, поскольку, по их мнению, эти действия не нарушают права и законных интересов предпринимателей.
Однако, на мой взгляд, такой вывод не соответствует нормам российского налогового законодательства, т.к. российский законодатель в тексте НК РФ иначе выразил свою точку зрения на вопрос приостановки выездной налоговой проверки, написав в п.6 ст.89 НК РФ, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2-х месяцев. Т.е никакие мероприятия выездной налоговой проверки не могут продолжаться в течение срока продолжительностью более 2-х месяцев. Учитывая именно это общее ограничение, исключительно для того чтобы налоговые органы имели возможность не терять столь ограниченное время, отведенное законодателем на проведение выездной налоговой проверки на пустое и порой длительное ожидание ответов от третьих лиц, с целью исполнения этого общего ограничительного требования Налогового кодекса законодатель и разрешил налоговым органам в качестве исключения из общего правила, установленного п.6 ст.89 НК РФ, в особых случаях применять практику приостановления налоговых проверок, которые допускаются согласно п.9 ст. 89 НК РФ исключительно лишь для проведения четко обозначенных процедур и ничего больше, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
Тем самым законодатель однозначно высказался, что никакие другие действия налоговых органов, кроме тех действий, для проведения которых налоговый орган собственно как раз и имеет право приостанавливать проведение выездной налоговой проверки (наиболее часто это приостановка с целью ожидания ответов на запросы направленные налоговиками к третьим лицам), не могут быть продолжены им в период приостановки проведения налоговой проверки. Потому что проверка в этот период ПРИОСТАНОВЛЕНА, т.е. более не проводится.
Иначе нарушение этого правила ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ однозначно приводит к бесконтрольному продолжению общего срока проведения выездных налоговых проверок гораздо более максимального разрешенного законодателем 2-х месячного срока, который носит (что очень важно) пресекательный характер.
В контексте именно такого подхода законодателя к вопросу приостановки проведения выездной налоговой проверки, логичным становится и понимание мысли законодателя, что само собой разумеется, что в условиях приостановки проведения выездной налоговой проверки, в том числе, естественно, приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у самого налогоплательщика, а так же приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Т.е. законодатель, лишь дополнительно констатировал, что ограничения, связанные с приостановкой проведения налоговой проверки распространяется, в том числе и на эти, выше перечисленные, действия налогового органа.
Однако, по мнению налоговиков (ошибочному на мой взгляд), в отношении каких-либо иных действий налогового органа в период приостановки налоговой проверки, в том числе действий по допросам свидетелей, налоговое законодательство ограничений не устанавливает. Не устанавливает таких ограничений, по мнению налоговиков и статья 90 НК РФ, содержащая нормы об участии свидетелей. Не могу согласиться с такой трактовкой положений НК РФ, ибо такая трактовка основана на предположении, что налоговому органу в период приостановки проведения выездной налоговой проверки разрешено все, что прямо не запрещено текстом НК РФ. Однако это не соответствует ни духу, ни норме закона.
Полагаю, что ст. 90 НК РФ содержит лишь общий порядок проведения допросов свидетелей. А ситуация с запретом проведения допросов свидетелей в период приостановки выездной налоговой проверки является исключением из общей ситуации и потому не указана в этой статье НК РФ. Можно конечно относиться к этому как к еще одному доказательству наличия пробелов в нашем действующем налоговом законодательстве. Однако, на наш взгляд это не совсем так, ибо из текста НК РФ и так очевидно следует, что допрос свидетеля является одним из активных мероприятий налоговой проверки. Следовательно, проведение допросов свидетелей именно в рамках проведения выездной налоговой проверки, причем фактически проведенных в период приостановки проведения выездной налоговой проверки, очевидно, говорит о том, что значит налоговая проверка в это время явно продолжалась. Но в то же время, так же очевидно, что проведение этой проверки на это время было ПРИОСТАНОВЛЕНО решением самого же налогового органа. Налицо наличие противоречия. А на счет противоречий и неясностей в тексте НК РФ содержится п.7 ст. 3 НК РФ, который говорит, что во всех случаях, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков. Т.е. как противоречивую норму толкует налогоплательщик, такое её толкование и считается правильным.
Т.е. дни проведения допросов свидетелей должны быть учтены в зачет количества дней общего срока проведения выездной налоговой проверки. Т.к. если вдуматься, то сама процедура приостановки налоговой проверки в таких условиях, по сути, будет являться лишь лицемерным прикрытием по сути дела безграничного продления общего ограничительного 2-х месячного срока проведения налоговой проверки. Разве может налоговая проверка продолжаться, в то время как она на это время приостановлена? Необходимо как минимум вслушаться в смысл этого слова - ПРИОСТАНОВЛЕНА. Причем, приостановлена ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО для целей запроса информации от определенного круга третьих лиц? Ответ на мой взгляд очевиден – нет, не может налоговый орган проводить допросы свидетелей в период приостановки проведения проверки, т.к. Налоговый кодекс это запрещает. В п. 9 ст. 89 НК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления выездной проверки и допрос свидетелей в него не включен. Следовательно, показания свидетелей, полученные в указанный период, нельзя принимать в качестве допустимых доказательств. Ведь в силу п. 3 ст. 64 АПК РФ использование судом доказательств, полученных с нарушением норм федерального закона, не допускается.
Это свидетельствует о грубых нарушения п.6 ст.89 НК РФ со стороны налогового органа в ходе проведения выездной налоговой проверки, которые в соответствии с п.14. ст. 101 НК РФ могут являться основаниями для отмены судом или вышестоящим налоговым органом всего решения ИФНС, вынесенного по итогам такой налоговой проверки.
Более того, повторюсь, в итоге налоговым органом зачастую нарушается 2-х месячный срок проведения выездной налоговой проверки, установленный п.6 ст. 89 НК РФ, т.к. если к дням официального проведения проверки, сосчитанным налоговиками, прибавить дни проведения налоговым органом допросов свидетелей в период приостановки проверки, то общий срок проведения проверки зачастую превышает общий 2-х месячный ограничительный срок. А это тоже само по себе является очень серьезным нарушением положений НК РФ.
Некоторая имеющаяся арбитражная практика по данной тематике споров также говорит в пользу позиции заявителя по данному вопросу. Её пока немного, но все меняется со временем. Надеюсь, что такой подход судов к этому вопросу будет все более набирать силу. Смотрите, например, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 N А78-8715/2009, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2006 N А56-31672/2005.

Генеральный директор ООО "Аудиторская фирма "БЭНЦ"
Некрасов Николай

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика