|
Мы перезвоним Вам
|
Аудиторская фирма "БЭНЦ"
163002,
Архангельск,
ул. Вельская 1, оф. 1
|
|
По стране идет волна споров с налоговиками, которые штрафуют по части 2 ст. 15.1 КоАП РФ (на сумму 40 тыс.руб.) обычных торговых посредников и агентов, за якобы не исполнение ими обязанности, предусмотренной только для платежных агентов, по открытию специальных счетов в банках на основании закона №103-ФЗ. Хотя торговый агент не является платежным агентом. Это совершенно разные агенты, а значит и обязанности у них совершенно разные.
Подробности подобной путаницы в понятиях смотрите в статье Некрасова Николая Васильевича – генерального директора ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ».
Все начинается банально. Если компания работает в режиме торгового посредничества или агентирования, т.е. продает чьи-то товары (работы, услуги) от своего имени , то информация об этом имеется в ИФНС. И в компанию приходит проверка на предмет соблюдения требований закона №103-ФЗ. Итог этой проверки, как правило, уже предрешен еще до её начала. Появляется Акт выездной налоговой проверки, а так же в купе с ним, еще и протоколы об административном правонарушении на должностных лиц проверяемого предприятия.
В этих документах, как правило, без всяких предисловий налоговый орган торгового агента почему-то называет платежным агентом, ссылаясь на положения закона №103-ФЗ, обвиняет предприятие и его должностных лиц в нарушении этого закона в виде не открытия специального счета в банке для учета денежных операций платежного агента и штрафует предприятие и его должностных лиц.
Но ….. на наш взгляд, все это делается неправомерно. В данном случае очень уместна поговорка – «слышал звон, да не знает, где он».
Если Вы попали в такую ситуацию, то рекомендуем Вам воспользоваться нашими советами. В качестве условного примера приводим позицию агента по продаже авиа и железнодорожных билетов, условно назовем его «Билетный агент» (сокращенно «Б.А.»):
1. На наш взгляд, действие Федерального закона №103-ФЗ от 03.06.09г. О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не относится к регулированию к деятельности Общества по оформлению и продаже проездных документов на воздушные и железнодорожные перевозки для физических лиц.
Потому что статьей 1 этого закона (цитата) предусмотрено, что (цитата) - «настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) ….. (конец цитаты).
Необходимо сразу же отметить, что в основе сферы деятельности регулируемой Законом №103-ФЗ лежат, прежде всего, взаимоотношения плательщиков денежных средств (это физические лица) с их поставщиками товаров (работ, услуг), которые эти поставщики, а не платежный агент, поставляют именно физическим лицам.
Следовательно, закон №103-ФЗ изначально предполагает, что некий поставщик что-то продал физическому лицу (товар или услугу), а физическое лицо эту продажу товара или услуги обязано оплатить. И именно в связи с необходимостью оплаты полученного товара или услуги физическое лицо обращается к третьему лицу, т.е. к (платежному агенту), который заметим, не имеет никакого отношения к продаже этого товара (услуги) этому физическому лицу, с одной единственной просьбой, помочь ему провести оплату этой услуги, ТОЛЬКО ОПЛАТУ, т.е. принять от него деньги и перевести эти деньги поставщику.
Заметьте, платежный агент не является посредником в их двухсторонней сделке по продаже товара или услуги, он является посредником лишь при передаче денег от физического лица к поставщику, разумеется, взяв за это с плательщика определенную комиссию за свою услугу. Повторимся, суть услуги платежного агента, которую он оказывает физическому лицу, сводится исключительно к проведению платежа.
А в нашем случае с Б.А., все обстоит совершенно иначе. Диаметрально иная ситуация. В основе деятельности Б.А.лежат, прежде всего, взаимоотношения Б.А. с поставщиком товаров (работ, услуг) на основе договоров агентирования (поручения), согласно которых Б.А. участвует как посредник в продаже товаров (работ, услуг), производимых его доверителями за вознаграждение. Ему от поставщиков дано поручение продавать их железнодорожные и авиабилеты. А физическое лицо вступает в договорные отношения по покупке билетов, заметьте, не с поставщиками, а именно с Б.А.. Следовательно в основе взаимоотношений между физическими лицами и Б.А. лежат отношения купли-продажи билетов, а не банального перевода денег от физ.лица к поставщику этих билетов.
Обязанность же по оплате поставщикам проданных физическим лицам билетов, лежит именно на Б.А., как посреднике, продавшем эти билеты по поручению поставщика. Это обстоятельство коренным образом отличает деятельность Б.А., от деятельности, которую регулирует закон №103-ФЗ.
Следовательно, Б.А. является не платежным агентом, как ошибочно полагает налоговый инспектор, а является торговым агентом (посредником). И деятельность Б.А. состоит не в передаче денег от физического лица к поставщику, которую как раз регулирует закон №103-ФЗ, а в проведении сделок по продаже проездных билетов физическому лицу, которая регулируется положениями ГК РФ.
Заметьте, в нашем случае между физическим лицом и поставщиком билетов нет абсолютно никаких, ни прямых, ни косвенных договорных отношений. У физического лица в момент покупки билета через Б.А. не возникает обязанности платить именно поставщику за покупаемый билет, т.к. физическое лицо платит свои деньги именно Б.А., а не поставщику билетов. А обязанность перечислить деньги поставщикам билетов возникает лишь у самого Б.А., как у посредника, как у агента действующего по поручению поставщика, причем после реализации (ПРОДАЖИ) билетов, т.е. после того как сам Б.А. продаст билеты физическому лицу.
2. Более того, в законе №103-ФЗ есть еще одно подтверждение выше сказанного, т.к. пунктом 1 статьи 2 закона №103-ФЗ прямо сказано буквально то же самое. Надо только внимательно прочесть этот текст закона и вдуматься в то, что там написано (цитата) - Положения Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами …. (вчитайтесь внимательно в эти слова, здесь же сказано прямо о деятельности ТАВС). Речь как раз идет об отношениях по реализации товаров на основе агентских договоров непосредственно физическим лицам (в нашем случае билетов). И законодатель прямо указал, что настоящий закон НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ к такой деятельности.
Все совершенно очевидно. Т.к. лишь после продажи билета от Б.А. непосредственно физическому лицу, именно у Б.А., а не у физического лица возникает обязанность перечислить поставщику деньги (часть денег) полученных Б.А., как торговым агентом поставщика, за минусом его собственной комиссии.
Платежные агенты (см. закон №103-ФЗ) товары не продают, поскольку в реализации оплачиваемых товаров не участвуют, они лишь деньги переводят от покупателя к поставщику, а торговые агенты товары как раз продают и, следовательно, в их реализации участвуют и берут со своих покупателей обычную выручку, а не перевод денег. Агент агенту рознь.
Генеральный директор
ООО "Аудиторская фирма "БЭНЦ" Николай Некрасов
|