Аудиторская фирма БЭНЦ
Интернет-консультация
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

Общество ежегодно создает резерв по сомнительным долгам в соответствии с действующим законодательством. После вступления в силу Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15 июня 2010 года №1574/10 и проведения проверки обнаружено, что за счет средств резервов по сомнительным долгам была списана безнадежная дебиторская задолженность, основания для списания которой, возникли в более ранние периоды.

Просим дать разъяснения, следует ли внести изменения в регистры налогового учета, налоговую декларацию по налогу на прибыль за предыдущие налоговые периоды, а также разъяснить возможно ли направление в МИФНС корректировочных деклараций по налогу за прибыль за 2005-2006 годы в связи вышеупомянутым Постановлением ВАС.


 
На наш взгляд, Вам необходимо внести исправления в налоговые регистры и декларации по налогу на прибыль за прошлые периоды.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15 июня 2010 года №1574/10 налогоплательщик не вправе выбрать период, в котором безнадежная к взысканию задолженность включается в состав внереализационных расходов.

Следовательно, безнадежная дебиторская задолженность должна быть списана в периоде, когда истек срок исковой давности. Срок исковой давности исчисляется 3-мя годами. Однако в этот период должник может признать свою задолженность, например, подписать акт сверки или частично оплатить задолженность, обратиться к Вам с просьбой об отсрочке платежа и т.д., тогда срок исковой давности прерывается и начинает течь заново (ст.203 ГК РФ). Следовательно, если в течение трех лет никаких действий о признании задолженности должник не предпринимал, дебиторская задолженность признается безнадежной и подлежит списанию в периоде истечения срока исковой давности.

Вы вправе подать уточненные декларации за 2005-2006 годы. Отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (Письма Минфина России в письмах от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153).
Однако, Вы можете попытаться вернуть переплату в судебном порядке. Обращаться в суд можно, если налоговая инспекция отказала организации в удовлетворении ее требования о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм или если в установленный срок организация не получила от инспекции ответ на свое заявление (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281).

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о переплате (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).
В постановлении от 25 февраля 2009 г. № 12882/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что при определении момента, когда организация узнала (должна была узнать) о факте переплаты, суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела. Одним из таких обстоятельств является наличие у организации возможностей для правильного расчета налога. Президиум ВАС РФ признал, что дата подачи уточненной налоговой декларации (с отражением в ней уменьшенных налоговых обязательств) не является точкой отсчета для исчисления срока давности обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) налога. Но если организация обратилась в контролирующее ведомство с запросом по поводу определения налоговой базы, то до получения официальных разъяснений у нее нет возможности правильно начислить налог. В подобных ситуациях срок давности для обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы может отсчитываться с момента, когда такие разъяснения были получены.
Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

Некоторые суды признают обоснованными ссылки организаций на то, что о переплате им стало известно в момент подписания актов совместной сверки расчетов с бюджетом. В таких случаях судьи приходят к выводу, что срок исковой давности для возврата (зачета) налога нужно рассчитывать начиная с даты подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика